Skip to main content

CT.Moscow опубликовал исследование разработчиков искусственного интеллекта (ИИ). Опрос проводился в 2021 году среди трех типов российских ИИ-команд: ИИ-разработчиков, крупных компаний с внутренними ИИ-подразделениями и некоммерческих организаций. Всего в нем приняло участие 106 команд, в их числе: служба компьютерного зрения Яндекса, Sber AI, Sber Med AI, VK Group Цифровые технологии (ранее Mail.ru Group Цифровые технологии), Группа компаний ЦРТ, ABBYY, Care Mentor AI, «Третье Мнение», Celado.ai, Just AI, Cleverbot, EORA, EMIIA.AI, DeepPavlov, «Наносемантика», «Сколтех», Агентство Искусственного Интеллекта, НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет, Университет Иннополис и др.

Ключевые выводы:

  • Средний возраст руководителя ИИ-проекта в России составляет от 25 до 44 лет. Чаще всего это менеджеры с техническим образованием, среди них 91% мужчин и 9% женщин. Менеджерами ИИ-проектов становятся преимущественно выходцы из крупных корпораций или частного бизнеса. Большинство ИИ-команд в России старше трех лет, 41% занимались ИИ больше пяти лет. 
  • Более трети (34%) ИИ-проектов базируются только в Москве, еще более четверти (28%) — в Москве и других городах России, и в большинстве случаев (59%) ИИ-команды зарегистрированы в столице. Почти половина команд являются резидентами технопарков.
  • Как правило, в 66% случаев, компании-разработчики ИИ запускаются за счет собственных средств основателей. При дофинансировании проектов после запуска 58% используют средства от выручки. Внешние инвестиции при запуске получили 30% коммерческих ИИ-проектов, а дофинансируются за счет внешних вложений только 9%.
  • Одним из заметных барьеров для развития ИИ-проектов называется нехватка средств: 56% всех респондентов заявили о необходимости дополнительных инвестиций в свои продукты. Однако в 2021 году 92% компаний-разработчиков не планировали брать кредит.
  • Практически все команды (97%) разрабатывают ИИ-решения для бизнес-сегмента (B2B), 58% — для государственных проектов (B2G). Для потребительского рынка (B2C) создают решения только 41% респондентов. 74% ИИ-команд отметили, что имеют разработки в высокой степени готовности и хотят протестировать их в городских проектах.
  • Наиболее популярными сферами, для которых осуществляются разработки ИИ-решений, являются медицина, ритейл и e-commerce, транспорт и логистика. Топ самых популярных ИИ-продуктов составили рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений, виртуальные помощники и видеоаналитика.
  • ИИ-компании достаточно высоко оценивают конкурентные характеристики своих решений: 32% всех респондентов отметили, что их разработки не имеют аналогов на международном рынке, а существенную конкуренцию со стороны зарубежных разработчиков видят только 14% коммерческих ИИ-разработчиков. 78% команд-респондентов отметили, что их авторские права на ИИ-разработки защищены.
  • Среди опрошенных, в чью зону ответственности входят не только разработка, но и продажи, количество ставящих перед собой цель выхода на зарубежные рынки, выросло с 31% в 2020 году до 60% в 2021 году. При этом 85% менеджеров коммерческих проектов называли основным рынком сбыта Россию. Из этого числа на Москву приходилось 65% продаж. В числе основных причин отсутствия реализации за рубежом назывались нехватка средств для продвижения, желание сначала протестировать проект на локальном рынке.
  • Среди ключевых направлений необходимой господдержки для развития ИИ в России в 2021 году разработчики называли поддержку исследовательских работ в сфере ИИ, финансирование перспективных проектов, применение налоговых льгот и подготовка квалифицированных кадров.
  • К числу наиболее значимых проблем респонденты относили нехватку квалифицированных кадров и средств для развития. За ними следовали состояние экономики, отсутствие постоянного спроса со стороны заказчиков, низкая зрелость ИИ-отрасли, а также низкий уровень понимания возможностей искусственного интеллекта заказчиками.
  • Среди ключевых сложностей при найме сотрудников команды называли высокие зарплатные ожидания кандидатов, их низкую квалификацию и отсутствие необходимых специалистов на рынке. А самыми сложными для рекрутинга считались позиции разработчиков и специалистов по данным, менеджеров по продажам, продукту и маркетологов.
  • В контексте технологической инфраструктуры и данных для ИИ-команд в 2021 году наиболее остро стоял вопрос отсутствия необходимых датасетов для обучения алгоритмов ИИ (об этом заявили 40% респондентов) или их низкое качество (32%). Более трети респондентов (35%) наблюдали нехватку вычислительных мощностей и необходимого оборудования для разработки.

Источник