Skip to main content

По итогам 2020 г. не имели экспортных доходов 29,6% опрошенных компаний. Как правило, в предыдущие годы данный показатель был ниже, что позволяет предположить вынужденную переориентацию разработчиков ПО на внутренний рынок. Одним компаниям планы выхода на зарубежные рынки сорвала пандемия, из-за которой были невозможны зарубежные поездки под поиск клиентов и заключение с ними контрактов. Другим стало выгоднее работать на растущем российском рынке при небольшом сокращении мирового рынка ПО. Третьи реагировали на оба эти фактора.

Тем не менее стремление осваивать зарубежные рынки охватывает значительную долю даже тех разработчиков ПО, которые до сих пор ориентировались только на внутренний рынок. 38,5% компаний, которые в 2020 г. имели выручку только от продаж в России, заявили о планах выйти за рубеж в 2021-2022 гг. При этом дальнее зарубежье интересует 21,1% таких компаний.

Рынки западных стран привлекают 19,2% респондентов, а рынки остального дальнего зарубежья намного меньше — 9,6%. Часть компаний, которые планируют начать или возобновить работу за рубежом, нацелены как на западные рынки, так и на рынки развивающихся стран.

Наиболее привлекательными для расширения географии бизнеса в 2021 г. стали рынки Ближнего зарубежья и Европы, а в 2022 г. — Европы и Азии (Южной и Восточной). Притягательность США (вместе с Канадой) также достаточно высока.

Выход на новые рынки Северной Америки и Европы усложняется не только санкциями и прямыми запретами, но и создаваемым в зарубежных СМИ образом врага, который часто переносится и на российские высокотехнологичные компании.

Еще одним фактором, снижающим интерес к экспорту, является растущий российский рынок и процесс импортозамещения. Ресурсов не хватает даже на удовлетворение имеющегося спроса в России, а потому выход на новые зарубежные рынки откладывается на неопределенное время.

Хотя софтверные компании чаще демонстрируют желание развивать бизнес за счет выхода на западные рынки (так было и в предыдущие годы), продажи растут быстрее в странах, которые принято называть развивающимися. Все последние годы можно вполне уверенно говорить об увеличении доли экспорта на рынках «России и других стран бывшего СССР» и «Развивающихся стран» при сокращении доли экспорта на рынках «Западного мира». Рост показателя рынка «Западного мира» в 2017 г. можно считать эпизодом, связанным с эффектом девальвации.

В 2020 г. продаж отечественного ПО на рынках России и ближнего зарубежья было 60%. На рынках Запада — 26%, и развивающихся стран — 14%. Скорее всего, аналогичное изменение распределения продаж российских софтверных компаний по группам рынков будут выявлены по итогам 2021 г. и продолжатся в 2022 г.

Генеральный директор ГК «Брейн Системс» Андрей Яковлев отмечает, что интерес к зарубежным контрактам обусловлен негативными особенностями домашнего рынка ИТ-разработки.

«В условиях масштабнейших национальных программ по цифровизации, создания различных федеральных и региональных ИТ-систем, установленных правительством обязательных требований по импортозамещению, на сайте госзакупок невозможно найти конкурс, который может выиграть команда талантливых программистов с хорошим бэкграундом и стеком технологий. Заказчики применяют хорошо известные ухищрения, сужая перечень потенциальных исполнителей до заранее заданной компании. При этом нет ни одного громкого картельного дела. Акты подписываются, деньги выплачиваются, нацпроекты проваливаются, и профессия ИТ становятся очень безопасным средством незаконного обогащения. В такой ситуации специалист становится не нужен и будет работать в интересах иностранных заказчиков, даже если он патриот», — подчеркивает Андрей Яковлев.

Директор по маркетингу SPIRIT и VideoMost Надежда Алябьева отмечает, что рост интереса происходит одновременно с ростом барьеров для входа или продолжения работы.

«Международный рынок контролируют технологические гиганты, и правовые регуляторы не становятся более лояльны к ПО из России. Но конкуренция, тем не менее, возможна. Те компании-заказчики, которые понимают все риски, связанные с облачным ПО и зависимостью от одного сервис-провайдера, формируют платежеспособный спрос на наш продукт на международном рынке. И очевидно, что таких осознанных заказчиков становится больше, а наш интерес к международному рынку будет только расти», — уверена Надежда Алябьева.

Генеральный директор «Ланит-Терком» Вадим Сабашный не считает, что сейчас поток переездов увеличился, но наблюдает другую тенденцию, когда российский разработчик напрямую работает на зарубежную компанию как индивидуальный предприниматель.

«Пандемия показала, что удаленная работа может быть не менее эффективной, чем офисная, и это понимание сняло психологические барьеры по привлечению удаленных сотрудников, в том числе за рубежом. Но есть и обратная сторона: российские компании по аналогичной схеме могут привлекать специалистов из стран бывшего СССР и восточной Европы. По некоторым направлениям уровень зарплат российских разработчиков уже превышает уровень по аналогичным позициям в некоторых странах Восточной Европы», — отмечает Вадим Сабашный.

Директор по персоналу компании «МойОфис» Екатерина Дементьева подчеркивает, что реалии условий, которые предоставляют нашим соотечественникам крупные ИТ-компании в Европе и США, куда интереснее тех, что могут предложить отечественные организации.

«Зарплаты за рубежом выше российских как минимум в два раза, а соцпакет порой гораздо привлекательнее. Уже эти факторы способствуют тому, что российские разработчики «смотрят» на Запад. Конечно, в связи с пандемией коронавируса и нестабильностью, вызванной пандемией, многие россияне, ранее уехавшие за границу, возвращаются. Однако есть и обратная практика. С этими вводными можно и нужно работать, создавая новые меры поддержки», — считает Екатерина Дементьева.

По прогнозам экспертов, отмечает Екатерина Дементьева, через 10 лет российской экономике может не хватить около 2 млн разработчиков, чтобы конкурировать с Западом в области технологий.

«Во многих странах есть объективная потребность в ИТ-кадрах в целом. Сейчас ИТ-рынок — что в России, что за рубежом — переживает нехватку высококвалифицированных специалистов. Например, по данным ДИТ от июня 2020 г., каждая пятая вакансия в Москве открыта именно для ИТ-специалистов. Ситуация в других городах России и даже Канады, Австралии, Германии и других стран не лучше. По многим прогнозам, к 2027 г. она будет уже критической. Все-таки на данный момент достаточное количество высококвалифицированных кадров мы еще не вырастили, и даже через три-пять лет это будут еще в большинстве своем начинающие специалисты. Несмотря на то что многие школы из лингвистических сейчас перепрофилируют в технические, где глубоко преподают информатику, нехватка в разработчиках есть», — подчеркивает Екатерина Дементьева.

Генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский считает, что перспективы активной экспансии на зарубежные рынки, конечно, имеются. «Как вендор, мы сами тоже ищем новые рынки сбыты. Однако ни для кого не секрет, что на западном рынке есть определенное недоверие к российскому софту, которое зависит в первую очередь от общей и политической конъюнктуры. Часто, как только мы начинаем создавать какую-то существенную конкуренцию, нас начинают запрещать на этих рынках. Примерно такая же ситуация и с американским рынком», — отмечает Станислав Иодковский.

«На самом деле не все так печально. Есть рынки Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки, на которых российскими программными продуктами активно интересуются, и они там продаются», — подчеркивает Станислав Иодковский.

Источник