Skip to main content

Государство как экосистема для граждан — удобная, незаметная, клинтоориентированная — такова цель большой цифровой стройки, которую развернуло правительство Михаила Мишустина. Запуск платформы «Гостех» коренным образом изменит подходы к созданию госинформсистем, решит проблемы госзакупок по линии ИТ и создаст новый рынок для разработчиков. О работе «цифрового спецназа» в интервью CNews рассказал заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.

CNews: Дмитрий Николаевич, поделитесь, пожалуйста, вашим видением — куда движется цифровизация в России, как в результате должны измениться жизнь россиян и условия для бизнеса в стране? Как государство развивает информационную инфраструктуру? Насколько удается следовать ранее утвержденным планам?

Дмитрий Чернышенко: Я, безусловно, говорю от имени правительства как вице-премьер, курирующий цифровое развитие, которое мы видим только в связке с высшим образованием и наукой. Этот триумвират — вузы, технологические заказчики и наука — провязывает цифра. Из этих элементов складывается национальная инновационная система.

Цифровые сервисы должны быть незаметны. Препятствий для получения услуги у потребителя быть не должно. Есть услуги, имеющие офлайн-составляющую. Если вы заказываете такси онлайн, то в офлайне вас кто-то повезет. Но есть и полностью цифровые услуги — они обязательно должны быть совсем незаметны. У вас есть дети? Вы получали выплаты по 10 тысяч рублей к школе? Они же автоматически ушли…

CNews: Да, это был отличный пользовательский опыт.

Дмитрий Чернышенко: Вот пример проактивного оказания услуги. Мы сами радовались, поскольку серьезно изучали клиентский путь, готовились технологически, учитывая трудный опыт президентских выплат в конце 2020 года, когда портал госуслуг в первый раз лег.

img5726.jpg
Дмитрий Чернышенко: Цифровые сервисы должны быть незаметны

Мы многое делаем, чтобы реализовать активно обсуждавшуюся здесь, в «Бункере» (Координационном центре Правительства — ред.), миссию клиентоцентричного правительства. Эта клиентоцентричность пришла с председателем правительства Михаилом Мишустиным из Федеральной налоговой службы, которая совершила цифровую трансформацию на основе как раз клиентоцентричного подхода, превратившись из фискального органа, налоговой полиции, — в клиентоориентированную, открытую и прозрачную организацию. В итоге ФНС приветствует отсутствие личного контакта человека с государством и его добровольное следование установленным правилам, которое стимулируется различными нефискальными средствами. Яркий пример — мы видим, как новый быстрорастущий сегмент самозанятых, работающих по упрощенной налоговой схеме, ведет к стремительному обелению традиционно серого сегмента экономики.

Для того, чтобы эта незаметная цифровизация шла во всех областях жизни, очень важны одинаковые недискриминационные условия для получения онлайн-услуг — равный доступ к интернету. Мы очень часто видим по опросам, что в числе наиболее востребованных потребностей — как жителей маленьких деревень, так и больших городов — интернет очень часто стоит на первом месте.

Доступный интернет — это основа пирамиды оказания всех сервисов, поэтому предстоят совершенно конкретные шаги, в том числе подкрепленные поручением президента, по которым целые сегменты наиболее важных приоритетных потребителей обеспечиваются интернетом. Но в идеале, конечно, интернетом должны быть обеспечены все — это один из показателей национальной цели цифровой трансформации.

Источник