Цифровизация российской экономики и социальной сферы началась довольно давно, и к моменту введения санкций в этой области удалось добиться существенных успехов. Внимание властей к приоритетности технологического развития страны отражает национальная программа «Цифровая экономика РФ», которая была инициирована еще в 2019 году. Благодаря ей вызовы и ограничения, последовавшие после начала специальной военной операции на Украине, не стали фатальными для российской IT-отрасли, а позволили оперативно подстроиться под новые реалии и рассматривать ситуацию как совокупность возможностей для развития. О том, как нацеленность государства на цифровизацию дает IT-отрасли массу преимуществ, — в материале «Ленты.ру».
Курс на цифровизацию
Национальная программа «Цифровая экономика РФ» рассчитана вплоть до 2024 года и объединяет десять ключевых направлений, охватывающих все важнейшие задачи отрасли: от формирования грамотной нормативной базы и системы электронных госуслуг до обеспечения информационной безопасности и развития искусственного интеллекта.
При этом важно понимать, что развитие нацпрограммы не остановилось — три федеральных проекта («Цифровые услуги и сервисы онлайн», «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли», «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи») были включены в ее состав в 2022 году.
Кроме того, в марте куратор программы вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры подготовить экспресс-анализ и адаптировать нацпрограмму «Цифровая экономика» под текущую экономическую ситуацию. Министерство уже начало работу над «перераспределением текущего ресурса и формированием новых цепочек поставок для стабилизации отрасли».
Существуют отдельные программы цифровизации для различных отраслей, отмечает директор РАЭК Сергей Плуготаренко. Например, в образовании реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», цифровизация медицины происходит в рамках национального проекта «Здравоохранение», также есть отдельный проект по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ. Для цифровизации культуры есть проект «Цифровая культура», а для цифровизации государственного управления разработаны ведомственные программы цифровой трансформации, которые принимаются на 3 года федеральными органами исполнительной власти.
«У каждой программы свои задачи, но в целом они направлены на повышение проникновения цифровых технологий в государственное управление, экономику, жизнь общества для повышения эффективности, получения наилучших результатов деятельности, улучшения производительности труда, повышения национального благосостояния и качества жизни граждан», — говорит Плуготаренко.
Комплексная поддержка
Как сообщили в пресс-службе Минцифры, поддержка IT-компаний предусмотрена федеральным проектом «Цифровые технологии». В этом году меры поддержки были существенно расширены, в том числе в части грантов для IT-компаний.
«Мы в несколько раз увеличиваем объем грантов, которые будут выделяться по линии министерства в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». Мы планируем только в этом году выделить гранты на сумму 20 миллиардов рублей по двум основным линиям: первая — на замещение корпоративных решений через крупных якорных заказчиков, которые могут у себя внедрять инновационные российские решения, и, естественно, те пользовательские продукты, которые не связаны с корпоративным сегментом, тоже будут нами финансироваться», — сообщал глава ведомства Максут Шадаев.
Кроме грантовой поддержки Минцифры формирует для IT-отрасли дополнительные преференции и льготы. Среди последних нововведений: отсрочка от армии для IT-специалистов и получение льготной ипотеки. В пресс-службе подчеркивают, что все меры поддержки формируются в тесном диалоге с отраслью, а глава Минцифры проводит еженедельные встречи с представителями IT-компаний, которые позволяют отслеживать интересы рынка.
С точки зрения главы РАЭК Сергея Плуготаренко, возможностями, которые нацпрограмма и федеральные проекты открывают для IT-отрасли, являются формирование благоприятной нормативной среды для развития отечественных цифровых технологий и решений, рост спроса на IT-решения, в том числе со стороны государства, а также сокращение «кадрового голода» в отрасли.
Кадры решают все
В условиях цифровой экономики IT-специалисты стали незаменимыми кадрами, при этом потребность в IT-специалистах растет с каждым годом, отмечают в ведомстве. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предусмотрено обучение граждан на IT-курсах с государственной поддержкой — проект «Цифровые профессии». В рамках проекта можно получить IT-специальность от ведущих компаний со скидкой 50 процентов, 75 процентов или бесплатно. В этом году набор стартовал 14 апреля.
Правительство продолжает активно работать над комплексной поддержкой российской IT-отрасли и развитием технологий искусственного интеллекта, рассказывает глава РАЭК Сергей Плуготаренко. По его словам, вовлеченность государства и бизнеса в эти процессы напрямую влияет на цифровой суверенитет России и обеспечение информационной безопасности.
«Серия хакатонов по искусственному интеллекту — это важная инвестиция в кадровое и научно-технологическое развитие сферы ИИ. Они способствуют расширению профессионального IT-сообщества, помогают найти молодые таланты, которые уже завтра внесут свой вклад в развитие цифровой экономики. В прошлом году в России было проведено 10 региональных хакатонов, в которых приняли участие более 1 тысячи молодых IT-специалистов и студентов. Их разработки уже используются для решения социально-экономических задач бизнеса и государства», — говорит глава РАЭК.
В этом году количество хакатонов вырастет в 3,5 раза. Планируется провести 36 мероприятий в регионах России — от Калининграда до Анадыря в онлайн- и офлайн-форматах. Предварительно в них примут участие свыше 7,5 тысячи человек. Сергей Плуготаренко рассчитывает, что их разработки позволят улучшить качество жизни людей и повысят технологическую безопасность нашей страны.
Санкции как возможность для развития
Санкции — это не только ограничения, но еще и возможности для развития собственных сервисов, уверен глава РАЭК. Причем интернет, в отличие от ПО, у нас всегда был импортозамещенным, говорит он.
Сергей Плуготаренко напомнил, что в России процесс импортозамещения идет уже не первый год. Так, по данным Минкомсвязи, в 2019 году доля отечественного ПО в закупках госорганов составила 65 процентов.
«Уход иностранных ПО с российского рынка сегодня может стать катализатором развития собственных технологических разработок. Есть отрасли, в которых переход на российское ПО будет относительно безболезненным, а есть такие, в которых процесс перехода значительно осложнен. У нас сильный цифровой контур, и по многим направлениям уже есть крутые конкурентоспособные решения: «Яндекс.Телемост» вместо Zoom, Ostrovok вместо Booking, отечественные соцсети и так далее. Например, специалисты сферы интернет-услуг обратили свое внимание на Avito, существенно выросла аудитория VK, бизнес массово переходит на российские облачные сервисы», — рассказывает руководитель РАЭК.
Безусловно, признает Плуготаренко, переход на отечественные решения потребует времени. Есть вопросы, связанные с функциональной совместимостью систем, для некоторых решений российских аналогов в принципе не существует. Ситуация осложняется «кадровым голодом» в IT и прекращением поставок необходимых комплектующих, которые производятся за рубежом.
«Важно иметь в виду, что уход с рынка не означает полную и моментальную приостановку деятельности во всех случаях без исключения. Все ситуации разные, и нужно индивидуально рассматривать каждый отдельный инцидент», — считает эксперт.