Skip to main content

Массовый переход на удаленную работу стал мощным стимулом для модернизации бизнес-процессов в компаниях. Необходимость управления ими вызвала новый виток спроса на BPMS-системы. Сегодня они превращаются в ядро, вокруг которого строится цифровая инфраструктура. Это ядро обладает искусственным интеллектом, управляет роботами и постоянно обучается.

Переход к удаленному режиму работы привел к необходимости цифровизации бизнес-процессов в компаниях и повышению их гибкости. И BPM-системы будут играть в этом ключевую роль. По данным Infogence Global Research, мировой рынок BPM в 2021 г. достигнет $9,2 млрд, а к 2027 г. — увеличится до $14,04 млрд (среднегодовой темп роста — 7,3%). Основным фактором, сдерживающим развитие рынка, является рост числа облачных развертываний и, соответственно, опасения по поводу безопасности данных. Также аналитики отмечают сомнения руководителей среднего звена по поводу эффективности BPM.

Прогноз Statista — в 2020-2025 гг. рынок BPM будет расти на 10,5% в год и достигнет $14,4 млрд уже к концу этого временного отрезка.

Как полагают в ABPMP (Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами), в 2021 г. рынок BPM увеличится на 17%. При этом продажи программного обеспечения BPM вырастет на 12%, программных роботов (RPA), — на 20%, а средств Process Mining – на 25%.

Технологии Process Mining (глубинного анализа процессов) необходимы не только для обнаружения процессов, но и для их анализа. В ближайшие годы развитие BPM-систем будет направлено на выявление процессов, которые можно роботизировать, а также использование искусственного интеллекта и машинного обучения для их мониторинга и улучшения.

В сегменте BPM работает более 350 производителей различных технологий, и все они пытаются захватить как можно большие доли рынка. По мнению Педро Робледо, в 2021 г. на рынке произойдет множество сделок по слиянию и поглощению. Производители средств BPA (Business Process Analysis) сосредоточатся как на Process Mining, так и на RPA. Производители RPA сосредоточатся на Process Mining, а точнее на Task Mining. Производители Process Mining будут уделять больше внимания автоматизации задач с помощью RPA. Производители BPMS будут уделять больше внимания Process Mining для анализа процессов.

Кроме того, эксперт прогнозирует рост спроса на специалистов в области управления бизнес-процессами: в 2021 г. на 12%, а к 2024 г. — на 14%. При этом около 66% рабочих мест будет пустовать из-за отсутствия квалифицированных специалистов по BPM. Компаниям придется чаще обращаться к услугам консалтинговых компаний и нанимать на работу студентов. Специалистам по BPM придется постоянно повышать уровень своей квалификации, а значит вырастет спрос на сертификаты ABPMP International (Ассоциация профессионалов BPM) и OMG (Object Management Group).

Будущее BPM — за развитием iBPMS с элементами искусственного интеллекта. При этом BPM-проекты будут направлены не только на автоматизацию операционных задач и процесса принятия решений, но и на решение задач, связанных с мышлением, обработкой письменной и устной речи, а также с интернетом поведения (Internet of Behavior, IoB) — изучением отдельных данных из жизни людей с целью повлиять на их производительность труда.

Первые BPM-системы появились в начале 2000-х годов. Однако на тот момент существовали более простые способы сокращения затрат, и процессное управление было слабо востребовано. Так было вплоть до недавнего времени, когда цифровая трансформация потребовала цифровых процессов и BPMS, вспоминает Анатолий Белайчук, BPM-евангелист Comindware.

COVID-19 и уход в онлайн привели к ажиотажному спросу на ИТ-сервисы в целом и автоматизацию бизнес-процессов в частности. На развитие рынка оказала влияние и ускоряющаяся цифровизация компаний, для которой необходима основа в виде автоматизированных бизнес-процессов. Тренд на гиперавтоматизацию, согласно которому все процессы, которые могут быть автоматизированы, должны быть автоматизированы, третий год подряд остается в топе технологических трендов, и его влияние только усиливается.

«BPM-платформа должна помогать увидеть, как работают процессы в компании на любом уровне детализации: от KPI до показателей эффективности отдельных процессов и действий. Кроме того, от вендоров, внедряющих BPM, рынок ожидает способности изменять процесс в короткие сроки, чтобы наращивать масштабы по мере восстановления потребительского спроса и быть готовыми к взлетам и падениям в течение года», — говорит Владимир Лобачев, руководитель «Зет-Софт».

«Мы прогнозируем рост рынка, для этого есть все предпосылки. Причем этот рост может быть на более высоком уровне, чем ранее», — уверен Игорь Потоцкий, генеральный директор компании «ЛАНИТ-Би Пи Эм» (группа ЛАНИТ).

Увеличил потребность в BPMS и переход к безбумажной работе. «Те, кто раздумывал о внедрении, — внедряют, а те, кто и не думал, — начали раздумывать», — отмечает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». При этом круг пользователей BPMS резко расширился. «Цифровая трансформация и необходимость удаленной работы принуждают расширять систему вниз, управлять потоками заданий вплоть до конкретного исполнителя. Это автоматически повышает требования к масштабируемости, детализации процессов и гибкости системы», — продолжает Владимир Андреев.

В области управленческих бизнес-процессов происходит ускоренная интеграция BPM с системами ECM. Также в последнее время довольно значительное место на рынке стали занимать облачные сервисы управления процессами. Их основные пользователи — небольшие компании и отдельные функциональные службы в крупных организациях.

Дмитрий Арефьев, руководитель направления автоматизации бизнес-процессов «Диджитал Дизайн», не склонен соотносить тему автоматизации бизнес-процессов именно с BPM-системами. По его мнению, речь идет, скорее, об автоматизации сложных комплексных корпоративных бизнес-процессов, охватывающих не только внутреннего пользователя, но и выходящих за границы компании. К таким системам автоматизации предъявляются требования процессной автоматизации, что предполагает, как правило, наличие Workflow-движка, и минимального времени вывода продукта на рынок путем механизмов low-code.

Анатолий Белайчук отмечает, что новым источником спроса на BPMS становится ESG-повестка. «Соблюдение нормативов защиты окружающей среды, ответственности бизнеса перед обществом, государством и акционерами — деятельность регулярная, системная, регулируемая, а следовательно процессная», — говорит он.

Источник