Skip to main content

Стратегия развития транспортной отрасли России, утвержденная правительством в конце ноября 2021 года, содержит несколько цифровых проектов и связанных с ними планов.

Среди прочего в документе говорится о внедрении различных цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS).Названы цифровые проекты, которые вошли в стратегию транспортной отрасли России

Стратегия определяет следующие направления развития цифрового компонента транспортной отрасли:

  • повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
  • развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
  • повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
  • повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.

По мнению авторов инициатива, реализация указанных ИТ-проектов в сфере транспорта является способом обеспечить следующие результаты:

  • рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
  • увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
  • сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
  • сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.

Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.[1]

В конце ноября 2021 года Правительство РФ утвердило транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Документ предполагает инвестиции, превышающие 60 трлн рублей. Большая часть этих средств до 2024 пойдет на железные и автомобильные дороги.

«Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм, — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина.»

По его словам, эта стратегия в полной мере учитывает все поставленные президентом РФ Владимиром Путиным задачи по ускорению социально-экономического развития страны и достижению национальных целей. Мишустин также перечислил основные цели новой инициативы:

  • повышение мобильности населения;
  • развитие внутреннего туризма;
  • увеличение объема и скорости грузоперевозок;
  • транзита грузов;
  • обеспечение транспортной доступности территорий;
  • ускоренное внедрение технологий;
  • низкоуглеродная трансформация отрасли.

В части пассажирских перевозок предполагается, что к 2035 году транспортная доступность магистральной инфраструктуры на общественном транспорте в рамках единого транспортного пространства не будет превышать двух часов. Доля поездок на общественном транспорте в крупнейших агломерациях по сравнению с 2019 годом увеличится на 15%. Активное внедрение цифровых сервисов увеличит к 2035 году долю пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, до 80%.

По словам главы кабмина, в рамках проекта в России построят высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта, проведут серьезную модернизацию аэродромной инфраструктуры, а также начнут активнее использовать внутренние водные пути.[2]

Источник