Skip to main content

Приведет ли цифровая трансформация ТЭК к качественному переходу, в чем он будет заключаться и какие выгоды или убытки сулит для энергетических компаний? Об этом и задачах, стоящих перед компаниями энергетики, в рамках сессии Российской энергетической недели «Цифровая трансформация ТЭК: как извлечь выгоду?» рассказала Тамара Меребашвили, Председатель Правления Ассоциации.

Получили ли энергокомпании какие-то выгоды в результате цифровой трансформации? Однозначно получили. Унифицированные данные, прозрачность, достоверность, управляемость, скорость обработки данных, новый уровень аналитики, которые дают цифровые инструменты, энергетики сегодня используют для повышения эффективности традиционных процессов, предотвращая убытки и сокращая расходы. Так, внедрение в Сибирской генерирующей компании проектов по цифровизации процессов оценки состояния оборудования, зданий и сооружений позволило в 1,5 раза сократить трудозатраты оперативного персонала и трудозатраты на аналитику данных, на 30% сократить время на оформление первичных документов на объекте, в 6 раз уменьшить время подготовки информации на стадии планирования работ, в 3 раза сократить время на подготовку отчетности. В результате проекта автоматизации ремонтных программ и техперевооружения (ТОРО) на объектах генерации в Интер РАО, скорость расчетов параметров планово-предупредительного ремонта выросла с 13 000 ед. оборудования в день до 1000 ед. в минуту, скорость расчета различных сценариев ремонтной программы выросла в 2,5 раза, формирование отчетов и консолидация программ вместо недель занимает несколько минут, глубина планирования и учет затрат на ремонт оборудования (детализация планирования) выросли в 50 раз, система также позволила перейти от экспертного метода приоритезации ремонтов к ранжированию ремонтов с помощью автоматизированного алгоритмического метода. Конечно, данные проекты скорее относятся к автоматизации, но они крайне важны, поскольку на следующим этапе станет возможен переход к качественно новому управлению и новым бизнес-моделям, ранее недоступным. Такой новой моделью управления, несомненно, является предиктивная аналитика в эксплуатации энергоборудования объектов генерации. Успешно проведенные пилотирования данного инструмента Концерном «Росэнергоатом» на Нововоронежской АЭС (блок №6), дают возможность не только повышать эффективность работы турбин и генераторов, но и избегать убытков от внеплановых остановов на десятки миллионов рублей в сутки. А для оборудования, работающего на углеводородах, еще и снижать УРУТ, а значит и отрицательное воздействие на окружающую среду.

В электроэнергетике цифровая трансформация открывает возможности получения новой нетарифной выручки. Виртуальные электростанции, управление энергопотреблением (спросом) и создание энергетического профиля потребителя, электротранспорт и инфраструктура для него, системы накопления энергии и управление ими, системы для интеграции и диспетчирования распределенной генерации и микрогенерации – все это новые возможности, появившиеся вместе с цифровыми технологиями.

В качестве примера нового рынка можно привести электротранспорт и зарядную инфраструктуру. 23 августа текущего года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. К концу 2024 года планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. По оценкам мирового энергетического агентства в ближайшее десятилетие количество электромобилей во всем мире составит несколько сотен миллионов штук. На этот новый рынок уже заходят как традиционные компании энергетики, например EDF с проектом Corridoor во Франции, Vattenfall с проектом inCharge в Скандинавии, так и производители автомобилей, такие как Volkswagen через свою дочернюю компанию Elli для разработки «умных» решений в области зарядки автомобилей и создания соответствующей инфраструктуры или  автоконцерн Nissan, объединившийся с E.ON для работы в Европе. Возникновение и функционирование такого нетрадиционного рынка обусловлено определенным уровнем цифровой зрелости территории и ее субъектов и доступностью комплекса цифровых решений и технологий: V2G, Smart Charging, системы накопления энергии, BI-системы, системы геопозиционирования и интернета вещей.

Проблема же для энергетических компаний заключается в том, что рынки развиваются не изолированно, соответственно, происходит постепенное размытие границ и перераспределение рыночных долей. Компании, которые эффективно внедряют цифровые решения становятся лидерами на новых рынках или завоевывают свои доли на формирующихся. В наибольшей степени это касается компаний из IT, телекома, банковского сектора, а также энергомашиностроения.

Например, в Китае компания Envision изначально занималась производством оборудования для ветряных и солнечных электростанций. Однако на сегодняшний день эта компания управляет генерирующими активами общей мощностью более 100 ГВт. Это стало возможным благодаря созданию собственной интегрированной цифровой платформы для управления ветряными и солнечными электростанциями, системами хранения и дистрибуции энергии. Платформа построена, в том числе, на цифровых технологиях интернета вещей, машинного обучения, цифровых двойниках. На своей платформе Envision осуществляет глубокий анализ данных и применяет ИИ для создания цифровых моделей и прогнозирования объемов генерации и нагрузки в режиме реального времени. То есть за счет цифрового решения производственная компания вышла на энергетический рынок.

«Качественный переход под действием цифровой трансформации будет совершен, когда сформируются и в полной мере заработают новые энергетические рынки и бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях и решениях. А будет ли этот переход сулить выгоды или убытки энергетическим компаниям зависит от поведения самих компаний, от того, будут ли компании манёвренны и восприимчивы к новым реалиям чтобы успешно конкурировать не только на традиционном рынке».