Skip to main content

Для цифровой трансформации энергосистемы необходима готовность к этому всех участников отрасли. О том, как «СО ЕЭС», осуществляющий оперативно-диспетчерское управление единой энергетической системой России, выступает одним из драйверов процессов глубокой автоматизации объектов электроэнергетики и крупных потребителей электроэнергии, в интервью TAdviser поделился Станислав Терентьев, директор по цифровой трансформации «СО ЕЭС». Также он рассказал о том, что на текущий момент препятствует полноценному использованию преимущества цифровых технологий в отрасли, и с какими сложностями сталкивается «СО ЕЭС» на пути к импортозамещению.

Что для СО ЕЭС означает понятие «цифровая трансформация»?

СТАНИСЛАВ ТЕРЕНТЬЕВ: Цифровая трансформация для Общества в целом – это переход на качественно новый уровень интеграции цифровых технологий в процессы оперативно-диспетчерского управления, обеспечения работы рынков и планирования развития энергосистемы России. В информационно-технологической части она заключается в кардинальном замещении объектов физической составляющей инфраструктуры ДЦ (диспетчерских центров) цифровыми со стандартизацией на уровне архитектурных подходов и реализации, с учетом региональных особенностей, виртуальной программно-определяемой инфраструктуры. Особая роль Системного оператора – законодательно определенной организации, монопольно осуществляющей оперативно-диспетчерское управление ЕЭС России, – быть «мозговым центром» и главным идеологом внедрения эффективных технологий – не только сохраняется, но и усиливается в процессе цифровой трансформации.

Поскольку функции, выполняемые компанией в энергосистеме, являются инфраструктурными, переход к инновационным цифровым моделям взаимодействия с другими игроками отрасли возможен только лишь при условии готовности, можно сказать «цифровой зрелости» субъектов и объектов электроэнергетики. Значительные усилия, предпринимаемые нами для внедрения таких проектов, как, например, стандартизация информационного обмена с применением CIM (Common Information Model, общая информационная модель), направлены в первую очередь на совместное достижение всеми участниками отрасли уровня цифровизации, которые смогут дать значительный экономический и социальный эффект, а также обеспечить геостратегическую безопасность функционирования единой энергосистемы.

Иными словами, цифровая трансформация отрасли и Системного оператора взаимозависимы, и по этой причине должны быть взаимоувязаны.

Насколько консервативной относительно внедрения цифровых инноваций является электроэнергетическая отрасль по сравнению с другими отраслями, по вашему мнению?

СТАНИСЛАВ ТЕРЕНТЬЕВ: Мы имеем полное право перефразировать ваш вопрос в диаметрально противоположный: «Насколько далеко электроэнергетическая отрасль может позволяет себе опередить другие отрасли в вопросах внедрения цифровых инноваций?» Почитайте историю промышленного использования информационных технологий и, думаю, удивитесь, когда узнаете, что изначально всё то, что сегодня называется «ИТ в промышленности» было придумано в электроэнергетике. Первые отечественные ЭВМ, на которых начиная с конца 50-х годов 20 века выполнялись наиболее сложные расчеты – от атомных исследований до госплана, были сконструированы под руководством специалистов-электроэнергетов и предназначались первоначально для расчетов электрических режимов энергосистем.

В этом нет ничего удивительного на самом деле. Во всем мире электроэнергетическая отрасль является одной из важнейших составляющих экономики страны, от ее функционирования зависит развитие и устойчивая деятельность предприятий, качество жизни населения и безопасность государства в целом. Поэтому с одной стороны электроэнергетика должна быть на шаг впереди чтобы, предвосхитить потребности остальных отраслей во всем, включая технологические сдвиги, но с другой – при внедрении новых технологий, особенно влияющих на работу основного оборудования, у энергетиков нет «права на ошибку», внедряемые решения требуют определенного, иногда продолжительного времени апробации и тестирования.

Конечно, электроэнергетическая отрасль достаточно консервативна, особенно когда речь идет, например, о жизни людей или сохранности оборудования. Но этот консерватизм базируется на безукоризненном знании предмета и глубоко укорененной способности нести полную ответственность за принятые решения.

Каковы основные направления стратегии цифровой трансформации СО ЕЭС? И как она увязывается с планами по цифровизации электроэнергетической отрасли в целом?

СТАНИСЛАВ ТЕРЕНТЬЕВ: Цифровизация процесса оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на основе передовых технологий управления энергосистемами и ИТ осуществляется непрерывно с момента возникновения самого понятия «ИТ», как я уже сказал. Развитие цифровых технологий в СО происходит естественным образом с соответствующим изменением наших внутренних бизнес-процессов и взаимоотношений с другими субъектами отрасли в следующих основных направлениях:

  • внедрение в диспетчерских центрах, которых у нас почти 60, территориально распределенных ИУС, в том числе систем оперативно-диспетчерского управления, адаптивных систем мониторинга запасов устойчивости, централизованных систем и локальных комплексов ПА, систем мониторинга и анализа переходных режимов в энергосистемах на основе векторных измерений;
  • цифровое моделирование энергосистемы и ее элементов на основе открытых стандартов CIM с использованием в бизнес-процессах Общества и во взаимодействии с субъектами электроэнергетики ЕИМ ЕЭС национальных стандартов серии ГОСТ Р 58651 и стандартов Международной электротехнической комиссии МЭК 61970 и МЭК 61968;
  • развитие ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности), рынка системных услуг, включая агрегированное управление спросом. Отдельно хотел отметить, что инициатива по цифровому управлению спросом потребителей розничного рынка является ярким примером реальной цифровизации компании и отрасли, где одним из эффектов будет являться снижение затрат потребителей на покупку электроэнергии и мощности;
  • развитие технологий дистанционного управления оборудованием электростанций и сетевых объектов из диспетчерского центра, что позволит сократить время производства оперативных переключений, то есть нахождения энергосистемы в неустойчивом или неоптимальном состоянии в 10 раз (с 30–50 до 5 минут). Почти на порядок сокращается длительность режимных ограничений и время вынужденного отклонения электрических станций от планового графика нагрузки для выполнения режимных мероприятий.

Особое внимание уделяется созданию и постоянному развитию информационной безопасности. В связи с тем, что управление ЕЭС России базируется на непрерывном обмене технологическими данными между объектами электроэнергетики и нашими диспетчерскими центрами, активная позиция компании по цифровизации своей деятельности является одним из основных драйверов, инициирующих процессы глубокой автоматизации объектов электроэнергетики и крупных потребителей электроэнергии.

Глобальные тренды и условия развития электроэнергетики в России задают стратегические рамки для принятия решений всеми компаниями, включая СО. При этом каждая компания имеет собственные условия и интересы, конкретизирующие ее действия, направленные на реализацию стратегии. С одной стороны, разнообразие конкретных решений поддерживает вариативность и адаптивность системы в целом. С другой стороны, согласованность этих действий между основными «действующими лицами» под руководством Минэнерго является ключом к стратегически выверенному развитию всей отрасли.

Как пример, при разработке программ цифровой трансформации СО, ПАО «Россети», ПАО «Русгидро» разрабатывались совместные инициативы по использованию технологии дистанционного управления, унификация информационного обмена на основе единой информационной модели CIM.

Источник