Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в режиме ВКС провел конференцию на тему: «Формирование единой цифровой среды доверия в обществе». Одним из ключевых вопросов повестки стала реализация 258-ФЗ о «цифровых песочницах», в том числе вопрос защиты персональных данных в ходе экспериментов. Помимо сенаторов, в обсуждении приняли участие представители других органов государственной власти, участвующих в цифровизации, представители регионов, науки, бизнеса.
Открывая заседание, Ирина Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Совета по развитию цифровой экономики при СФ, отметила, что экспериментальные правовые режимы (ЭПР) – это одна из ключевых тем цифровизации и внедрения технологий, федеральный закон о «песочницах» вступил в силу, а законопроект-спутник по первым цифровым инновациям находится в высокой степени готовности. «Тема цифровой трансформации общества требует детального и глубокого обсуждения с профессиональным сообществом, чтобы принимаемые решения были максимально взвешенными и учитывающими интересы всех участников процесса», — считает Ирина Рукавишникова.
Алексей Минаев, замдиректора департамента цифрового развития Минэкономразвития России, доложил о статусе законопроекта-спутника, который предусматривает апробацию первых инновационных проектов в «песочницах»: «Закон об ЭПР разрабатывался и принимался в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». В этом вопросе мы плотно взаимодействуем с Советом Федерации. Все 17 подзаконных актов с опережением приняты, по закону можно работать уже сейчас. Так называемый закон-спутник, необходимый для внедрения инноваций при наличии правовых ограничений в федеральном законодательстве, внесет точечные поправки в отраслевые законы. Работа по спутнику совместно с АНО «Цифровая экономика» была начата заранее, и на данный момент он одобрен правительством и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. В соответствии с поручением Президента, он должен быть принят не позднее 1 мая 2021 года».
Алексей Минаев напомнил, что закон-спутник предусматривает проведение 7 экспериментов, включая беспилотные автомобили, применение искусственного интеллекта в медицине, большегрузные дроны, удаленную идентификацию при заключении договора с операторами связи и др. Вместе с крупнейшими IT-компаниями внедрять инновации будет Томская область. Ко 2 чтению планируется прописать и ЭПР в части оказания госуслуг в сфере строительства на территории Москвы.
Работа по подбору потенциальных предложения для ЭПР продолжается. Организация «Цифровая экономика» уполномочена правительством представлять предпринимательское сообщество в этом вопросе. «Долгожданный закон об экспериментальных правовых режимах откроет дорогу инновациям за счёт снятия ряда правовых ограничений и позволит тестировать новые технологии без риска нарушить закон. Уникальность закона в том, чтобы в процессе эксперимента мы увидели все возможные риски и приняли решение об их предотвращении при внедрении инновации на федеральном уровне», — уверен Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора – директор по направлению «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика».
Дмитрий Тер-Степанов призвал Совет Федерации оказать содействие в скорейшем принятии законопроекта-спутника, а также рекомендовать субъектам Российской Федерации направлять бизнес-кейсы для ЭПР, подготовленные с участием предпринимательского сообщества, в «Цифровую экономику» в целях их предварительной проработки с участием экспертов и представителей уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Для консультаций и помощи инициаторам на сайте организации «Цифровая экономика» создана страница https://data-economy.ru/initiatives, где размещена основная информация о целях и порядке установления ЭПР, а также организован прием инициативных предложений.
Резюмируя обсуждение, Ирина Рукавишникова подчеркнула: «При внедрении экспериментальных правовых режимов необходимо проводить мониторинг их эффективности. И на первый план должно быть поставлено соблюдение прав граждан, участвующих в эксперименте, защита их персональных данных и т.д. Это, безусловно, компетенция государственных органов. Поэтому к процессу мониторинга должны быть привлечены органы законодательной власти как на уровне региона, так и на уровне Российской Федерации».
Важной частью дискуссии стал вопрос защиты персональных данных граждан в ходе экспериментов. По сообщению Алексея Минаева, все данные обрабатываются в обезличенном виде и, в случае прекращения эксперимента, собранные персональные данные граждан уничтожаются, что прописано как в самом законе, так и в программе соответствующего ЭПР.