Skip to main content

Какие тенденции наблюдаются в международной практике применения государственных данных? Каковы общие проблемы и пути их решения? Что мешает применению лучших международных практик в России? Об этом говорили участники видеоконференции, организованной Аналитическим центром.

Эксперты обсудили международную практику правового регулирования госданных

Руководитель направления Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Ольга Саваровская считает, что изучение международного опыта сейчас наиболее актуально, поскольку пандемия и карантин, которые затронули большинство стран, повлияли на целеполагание и стратегическое развитие в сфере управления государственными данными.

Об основных проблемах и тенденциях в правовом регулировании управления госданными рассказал эксперт Аналитического центра Алексей Туликов. Отсутствие понимания среди участников оборота данных относительно наличия государственных данных у тех или иных держателей, а также возможностей распоряжаться ими тормозит развитие цифровой экономики, считает эксперт.

«Институт эталонных данных, механизмы исправления ошибок по заявлениям, аудит и мониторинг государственных информационных систем, развитие межведомственного взаимодействия, недискриминационного доступа и института повторного использования данных – все это способы решить существующие проблемы», — сообщил Туликов. 

Говоря о тенденциях, эксперт отметил, что в различных правовых юрисдикциях сегодня происходит унификация правового режима персональных данных, также идет процесс конкретизации правового режима публичных данных, вопросов их повторного использования и монетизации. «Конкретизируется и усиливается правовой режим персональных данных, появляются новые требования к их обработке и новые права субъектов персональных данных», — подчеркнул он.

Также среди тенденций эксперт отметил совершенствование подходов к выявлению и исправлению ошибок в данных, содержащихся в государственных базах. При этом государственные информационные системы становятся более зрелыми и от контроля безопасности переходят к контролю качества данных, отметил он.

Перечисляя дальнейшие направления развития правового регулирования госданных, эксперт назвал сформирование правового режима данных и правового статуса участников их оборота, усиление информационного взаимодействия между разными государственными информационными системами, их мониторинг и аудит.

В целом, в России может быть применена любая технология совершенствования правового регулирования данных, считают в Аналитическом центре. Однако для того, чтобы практики стали доступны и могли использоваться как инструмент управления, необходимо законодательно закрепить норму повторного использования данных. «Мы сейчас понимаем, что качественная аналитика, монетизация и остальные действия будут доступны только после того, как повторное использование данных государственного сектора в коммерческих или некоммерческих целях будет доступно физическими и юридическими лицам», — сказала Саваровская.

С этим согласилась и Директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович, которая отметила, что и частный, и государственный сектор должны во взаимодействии обогащать систему за счет собственных накопленных данных, но для этого необходимы определенные требования к обороту данных.

Также участники мероприятия обсудили подходы к монетизации государственных данных, определению правового статуса эталонных данных в зарубежном и российском законодательстве и потребности бизнеса в регулировании данных.