Заместитель гендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик — о цифровизации электросетевого комплекса

Интервью

Совет директоров компании «Россети» под руководством министра энергетики РФ Александра Новака утвердил концепцию «Цифровая трансформация – 2030», предполагающую полное преобразование энергетической инфраструктуры в течение десяти лет через переход на цифровые технологии. О том, зачем цифровизация простым потребителям, какие проекты планируется запустить и как крупнейшая энергетическая компания страны защитит себя от киберугроз, в интервью «Известиям» рассказал замгендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик.

Заместитель гендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик
Заместитель гендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик

— Компания «Россети» взяла курс на цифровизацию энергетической инфраструктуры. А зачем она потребителю? Ведь аналоговый формат стабильно обеспечивал электроэнергией граждан и предприятия десятки лет.

— Цифровизация — это как раз и есть требование самого потребителя, желающего управлять системой, понимать, как она работает, получать ту услугу, которая ему интересна, нужна и полезна. Чтобы удовлетворить все потребности, «Россети» сами должны быть готовыми к этим вызовам, иначе рискуем вылететь из бизнеса. Мы четко знаем, как развивается электроэнергетика в мире, куда движется рынок Европы и Америки. Смотрим, что делают другие компании для клиента, и адаптируем это под себя, так как вряд ли сможем привнести что-то уникальное — люди везде одинаковые. Отмечу, что российский клиент требователен. Мы знаем, что наше приложение должно быть таким же удобным, как лучшие банковские практики, оно должно как минимум позволять выбирать тарифы, перечислять деньги и подключать свою генерацию.

— На какие дополнительные преимущества или услуги помимо надежного электроснабжения от цифровизации смогут рассчитывать бытовые и промышленные потребители?

— Для потребителя частного это возможность управления электроснабжением, тарифным меню — в любой момент они могут стать просьюмерами, то есть производить и потреблять электроэнергию одновременно. Они также получат дополнительные услуги, которые делают жизнь лучше: умный дом, электромобили, IoT — интернет вещей. А у промышленных потребителей цифровизация связана с точкой входа — это качественное надежное потребление, в нужном объеме и в нужный момент. Cдругой стороны, наши услуги предприятиям связаны и с IoT: поможем сбором данных и, главное, их анализом. Мы как электроснабжающая организация глубоко погружены в процесс работы с большими данными, умеем их анализировать, поэтому вернем клиенту не просто данные, а выводы.

Ассоциация "Цифровая энергетика"