Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко рассказал о целях и задачах цифровой трансформации государства, критериях оценки ее успешности, наиболее заметных проектах на федеральном и региональном уровнях

Отраслевые новости

Цифровая трансформация – это уже естественный процесс наполнения «цифрой» всего того, что нас окружает – дом, транспорт, поликлиника, школа. Неслучайно цифровизацию внесли в число национальных целей развития страны. Она должна сделать жизнь людей комфортнее и безопаснее, обеспечить конкурентоспособность любой отрасли экономики.

Что главное в цифровой трансформации? Это, конечно, повышение качества госуслуг, снижение издержек бизнеса и госуправления, усиление эффективности и безопасности информационных систем, сокращение теневой экономики. По каждой цели формируются показатели, составляется план трансформации, который потом конкретизируется в программе мероприятий.

Для понимания и отслеживания текущей ситуации цифровизации ключевых отраслей экономики и социальной сферы Правительство утвердило методику расчета показателей достижения национальной цели «Цифровая трансформация». У нас задача – к 2030 году перевести все социально значимые услуги в электронный вид. Для этого нужно обеспечить интернетом всю нашу страну, в том числе самые удаленные ее уголки. Поэтому продолжаем устранять цифровое неравенство, подключаем к интернету небольшие населенные пункты (с численностью населения от 100 до 500 человек) – планируем завершить эту работу до конца 2030 года. А до конца этого года подключим к интернету все социально значимые объекты, в том числе образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, органы государственной власти и местного самоуправления.

В 2020 году пандемия и связанные с ней ограничения стали серьезным стимулом для перехода на цифровой формат взаимодействия граждан и государства. В разы возросла востребованность портала Госуслуг: на нем появилось более 40 новых электронных услуг буквально за несколько месяцев. Сегодня там можно подать заявку на пособие по безработице, получить уведомление от судебных приставов. Автоматически оформляются материнский сертификат и выплаты на детей. У абитуриентов с подтверждённой учетной записью есть возможность отправить документы сразу в несколько вузов и в личном кабинете отслеживать ситуацию и результаты.

Люди не выходя из дома, решают многие медицинские, трудовые, юридические вопросы, обжалуют различные штрафы (за нарушение правил дорожного движения и другие). До конца 2022 года в электронном формате будут доступны все массовые госуслуги. Такой перечень уже сформирован – их 169.

Одним словом, опыт в пандемию подтвердил, что мы можем запускать новые электронные услуги очень быстро. Сроки их оказания сокращаются – где-то несколько минут или часов.

До конца марта будет запущена новая версия портала госуслуг – на более совершенной технологической платформе, способной выдерживать самую высокую пользовательскую нагрузку, с новой системой поиска и чат-ботом. Переведем на нее сначала 20 услуг, а до конца года – 100.

Параллельно идет процесс цифровизации госвласти на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Отвечают за такую работу руководители цифровой трансформации (РЦТ) или, как мы их называем, РЦТшники. Они назначены во всех министерствах и ведомствах (62 ФОИВа). Это заместители министров или глав ведомств.

По поручению Президента с декабря 2020 года определены руководители цифровой трансформации во всех 85 субъектах и региональных органах исполнительной власти. Они отвечают за цифровизацию основных отраслей экономики в регионе. Создан механизм обмена опытом, в еженедельном формате проводится разбор проблем, обсуждаются положительные практики.

Также РЦТ замыкают на себе все проекты оптимизации и цифровизации процессов оказания госуслуг и исполнения контрольно-надзорных функций. Они несут персональную ответственность за достижение показателей эффективности. И мы видим, что работа по цифровой трансформации активизировалась.

Ассоциация "Цифровая энергетика"