Skip to main content

Постановление предписывает создать Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ и наделяет его следующими полномочиями:https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.69/1-1-0/render.html

  • анализ программ импортозамещения в сфере ИКТ, разработанных и реализуемых федеральными органами исполнительной власти и акционерными обществами с государственным участием, перечень которых утверждён распоряжением правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р;
  • выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере ИКТ;
  • методологическая и экспертная поддержка органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, акционерных обществ с государственным участием, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ по согласованию с ними;
  • анализ закупок ИКТ для государственных и муниципальных нужд и закупок ИКТ, проводимых в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц;
  • подготовка и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении указанных закупок законодательства РФ о закупках, законодательства РФ, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) в сфере ИКТ, происходящих из иностранных государств, а также законодательства РФ, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
  • независимый мониторинг уровня использования российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием, а также мониторинга реализации принятых нормативными правовыми актами решений по переходу на использование российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием;
  • оценка (в части вопросов импортозамещения в сфере ИКТ) проектов документов стратегического планирования, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, в том числе проектов государственных, федеральных целевых программ и проектов, предусматривающих разработку и применение программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также планов перехода на использование российских ИКТ (за исключением документов, сведения о которых отнесены к государственной тайне), формируемых государственными органами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством РФ;
  • подготовка заключений, содержащих оценку обоснованности отказа органов государственной власти от закупки отечественного программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ, в том числе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
  • организация тестирования отечественного программного обеспечения в целях обеспечения проверки его функциональных возможностей, совместимости между собой и с различными программно-аппаратными комплексами;
  • проведение независимой оценки и согласование планов осуществления мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, подготовленных акционерными обществами с государственным участием, в том числе подготовленных организациями, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия акционерных обществ с государственным участием превышает 50%;
  • проведение экспертной оценки уровня готовности к цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, включая экспертизу и разработку предложений по локальным нормативным актам;
  • экспертная оценка уровня готовности к цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая экспертизу и разработку предложений по локальным нормативным актам;
  • консультирование сотрудников государственных корпораций и компаний с государственным участием по вопросам разработки и реализации стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, формирования ключевых показателей эффективности;
  • создание и поддержка функционирования информационного ресурса, предназначенного для информационно-аналитического обеспечения цифровой трансформации, а также мониторинга разработки и утверждения стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием;
  • создание и поддержка информационного интернет-ресурса «Банк лучших решений и практик в сфере цифровой трансформации»;
  • мониторинг разработки, утверждения и реализации стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием;
  • проведение информационной кампании по популяризации лучших решений и практик в сфере цифровой экономики и цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Функции Центра компетенций на добровольной основе осуществляет автономная некоммерческая организация «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ», созданная, напомним, в 2016 году Ассоциацией разработчиков программного обеспечения (АРПП), Институтом развития Интернета и Экспертным центром электронного государства.

Постановление предписывает центру компетенций решений исходить из принципа независимости принимаемых решений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере ИКТ и органов государственной власти.

Порядок взаимодействия государственных органов и Центра компетенций при подготовке решений, принимаемых в соответствии с полномочиями Центра компетенций, определяется соглашениями о взаимодействии между государственными органами и Центром компетенций, если законодательство РФ не предусматривает иного. Соглашения о взаимодействии содержат пункт о доступе Центра компетенций информации, содержащейся в государственных информационных системах и информационных системах государственных органов.

Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Центром компетенций надлежит представить в правительство предложения по участию представителей Центра компетенций в рабочих органах правительственных комиссий, межведомственных и ведомственных рабочих координационных и экспертных органах, деятельность которых направлена на импортозамещение.

Учёт решений Центра компетенций осуществляется в рамках деятельности Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Центр компетенций ежегодно представляет в правительство аналитический доклад о состоянии дел в области импортозамещения информационно-коммуникационных технологий в РФ и публикует на официальном сайте аналитические материалы и результаты работ, выполненных за счёт бюджета.

Деятельность Центра компетенций осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и собственных средств Центра компетенций.

Постановление правительства содержит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий».