Константин Кудашев, Руководитель Экспертной группы по импортозамещению Ассоциации «Цифровая энергетика» дал комментарии информагентству ТАСС

Отраслевые новости
Кудашев Константин Вячеславович
Кудашев Константин Вячеславович

Константин Кудашев, Руководитель Экспертной группы по импортозамещению (цифровая лаборатория, тестирование и отчетность) при Правлении Ассоциации «Цифровая энергетика», руководитель Центра цифровых технологий Концерна «Росэнергоатом» дал комментарии информагентству ТАСС для экспертной статьи «Энергетики России сэкономят триллионы рублей за счет искусственного интеллекта»

В частности, Константин Кудашев отметил:

«Так, на Кольской АЭС в пилотном режиме уже применяют технологию машинного зрения для определения наличия и правильного применения сотрудниками средств защиты. Проект внедряется и на других объектах». (…)

«В электроэнергетике уже сейчас создаются интеллектуальные системы принятия решений по управлению аварийно-восстановительными работами после крупных технологических нарушений. Предиктивная аналитика будет внедряться в составление годовых графиков ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования, а также при оценке рисков возникновения отказов оборудования. В будущем и готовность энергокомпаний к отопительному сезону будет оцениваться с учетом данных телеметрии и ИИ».

https://tass.ru/ekonomika/10330409

Полный текст комментариев Константина Кудашева информагентству ТАСС:

Вопрос ТАСС: В каких сферах компании энергетики в России применяют и могут использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ)? Какие проекты в сфере ИИ уже реализуются? Какие проекты ИИ в планах?

Применение систем искусственного интеллекта возможно практически во всех сферах деятельности энергетических компаний и актуально для всех участников энергорынка – производителей, распределительных, транспортных и сбытовых компаний.

Если говорить о самом популярном и актуальном проекте в сфере ИИ, то это, безусловно, системы предиктивного анализа в генерирующем и электросетевом комплексах. Предсказательные возможности таких систем позволяют оптимизировать многие бизнес-показатели и значительно сокращать издержки предприятий.

Надо отметить и проекты применения предиктивной системы при работе с конечными потребителями электроэнергии. Они изучают клиентский опыт потребителя, помогают предсказать платежную дисциплину клиента и оптимизировать поступление денег в энергокомпанию.

На втором месте – системы умного видеоанализа, повышающие безопасность труда. Они обеспечивают контроль за ситуацией на производственной площадке и предотвращают случаи травматизма. Свою эффективность эта система показала на Кольской АЭС, где с ее помощью осуществлялся контроль применения персоналом средств индивидуальной защиты. Сейчас этот проект тиражируется на других станциях Концерна «Росэнергоатом». 

Искусственный интеллект также применяют в колл-центрах энергосбытовых компаний. Клиент не сможет отличить, говорит он с живым оператором или с роботом. Компания же при этом повышает качество обслуживания, исключая человеческий фактор при приеме запросов, и получает возможность потратить время своих специалистов на другие задачи. 

И это только вершина айсберга. Каждый день появляются новые примеры применения ИИ в энергетике. Я уверен, что в ближайшее время мы увидим системы ИИ, управляющие режимами как генерирующих объектов, так работой энергосетей.

Вопрос ТАСС: ИИ помогает оптимизировать затраты и улучшать эффективность работы? Какие еще преимущества несет ИИ для компаний?

Системы на основе ИИ позволяют существенно сократить время протекания процессов на производстве и оптимизировать трудозатраты на контроль за ними в энергокомпаниях.  

Для примера, ИИ может следит за соблюдением норм промышленной безопасности. Это позволяет высвободить время контроллеров и оперативнее предотвратить потенциально опасное происшествие. Выгоды очевидны — сокращаются затраты, уходит производственный травматизм, повышается эффективность самих процессов.  

Применение систем ИИ уже в ближайшее время позволит создавать фактически «интеллектуальных роботов, тем самым освобождая персонал от рутинных типовых задач. Роботы смогут наравне с реальными людьми выполнять целый спектр различных задач — контролировать процессы, формировать отчетность, предсказывать отказы, поломки и многое другое. Скоро энергокомпании будут «принимать на работу» уже конкретных роботов, оснащенных искусственным интеллектом, передавая им целиком группы задач – «робот –охранник», «робот-контроллер», «робот-учетчик», «робот – оператор колл-центра». 

Но это не значит, что компании хотят избавиться от реальных людей и оптимизировать затраты на них за счет роботов. Предприятие всегда заинтересовано в повышении эффективности труда своих сотрудников и их мотивации. Если освободить людей от рутинных и скучных задач, то у них появится время, чтобы заниматься перспективными, более креативными и интересными проектами.

Вопрос ТАСС: Ваша оценка объема инвестиций компаний на внедрение технологий ИИ и потенциальный объем рынка ИИ в России в сфере энергетики? 

Довольно сложно говорить о конкретном проценте или об абсолютной сумме инвестиций. Но можно отметить отчетливый тренд. Инвестиции будут расти, и расти высокими темпами. Основная причина – задач, где может применяться ИИ, с каждым днем становится все больше. 

В ближайшее время нас ждет взрывной рост интереса к системам ИИ и связанной с ними инфраструктуре. Если сегодня объём инвестиций в передовых энергокомпаниях составляет в среднем 3-7% ИТ-бюджета, то в течение 5 лет этот объём составит более 10-20%.  

Привлекательность ИИ обусловлена высокой скоростью решения им различного рода задач, возможностью исключения человеческого фактора при принятии решений, а также быстротой создания и развертывания роботизированных систем.  Рост инвестиций также объясняется тем, что любая система ИИ не статична. Она требует регулярного дообучения и переобучения под изменения окружающего мира, применяемых технологий и условий среды функционирования. В среднем, переобучать системы нужно каждые 8 месяцев.

Ассоциация "Цифровая энергетика"