Skip to main content

Организация «Цифровая экономика» совместно с Минпромторгом России и ГК «Цифра» провели исследование, направленное на выявление наиболее актуальных проблем и последствий пандемии COVID-19 для российской промышленности, а также препятствий для цифровизации производств. Более всего опрошенные эксперты отмечали высокую стоимость ИТ-решений по цифровизации производственных процессов, недостаточный уровень цифровой зрелости сотрудников бизнеса и нарушение цепочек поставок.

Авторы исследования ставили перед собой цель определить наиболее актуальные проблемы и последствия пандемии COVID-19 для промышленности, необходимые «цифровые» меры для решения каждой из обозначенных проблем, приоритеты цифровой трансформации промышленных компаний в ближайшее время с учетом пандемии, а также роль бизнеса и государства в решении данных проблем.

«Пандемия COVID-19, безусловно, оказала влияние на происходящие в промышленности изменения. Обнажились проблемы цифровой незрелости компаний. Сложившиеся обстоятельства не только заставили ускорить процесс перехода компаний от автоматизации к цифровизации, но, в результате дефицита инвестиционного ресурса и с пониманием важности внедрения технологий, заставят пересмотреть внутренние цифровые стратегии», — комментирует Павел Христенко, директор по отраслевым направлениям организации «Цифровая экономика».

Что мешает внедрять «цифру» в промышленность

Главным препятствием на пути цифровизации промышленности опрошенные компании видят в высокой стоимости проектов по цифровой трансформации. Две другие актуальные проблемы – изначально низкий уровень автоматизации и цифровизации и недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям — действуя на компании одновременно, порождают «замкнутый круг» недоверия к технологиям.

Как показало исследование, помочь в преодолении озвученных проблем поможет, в первую очередь, обучение персонала работе с цифровыми сервисами и повышение компьютерной квалификации (34% опрошенных отметили это как первоочередную меру). Второй способ преодоления проблем на пути цифровизации – это предоставление финансовых льгот и послаблений бизнесу со стороны государства (29%). Третий способ – модернизация производства и создание предприятиями комплексных стратегий цифровизации (21%). Поправки в нормативное регулирование как способ решения проблем промышленности назвали 18% респондентов.

Опрос также показал, что вопросы безопасности на производстве, сохранение здоровья работников и обеспечение защищенности бизнеса не являлись первоочередной задачей предпринимателей, гораздо более важной задачей было сохранение производства. При этом, произошедшие изменения показали, что главным ресурсом предприятий являются люди. И именно улучшение у сотрудников навыков работы с цифровыми технологиями позволит максимально быстро преодолеть последствия пандемии и быть готовыми к повторению таких событий. 

«Промышленность — консервативная отрасль, внедрение инноваций здесь происходит постепенно. Одни компании ждут от «передовиков» положительный опыт использования «умных» технологий, другие – ограничены в финансах и боятся инвестировать последние средства в модернизацию, самые недальновидные — просто не видят в ней смысла. Но можно сколько угодно отрицать необходимость проведения цифрового «апгрейда», факт остается фактом: за искусственным интеллектом и промышленным интернетом вещей — будущее. Только гибкие, мобильные предприятия, способные адаптироваться к изменениям, смогут занять достойные позиции на рынке. Отказ руководителей от технологических преобразований тормозит процесс развития IIoT в России и является угрозой утраты конкурентоспособности страны на мировой арене», — отметил Павел Растопшин, управляющий директор ГК «Цифра».

Актуальные цифровые технологии

Наибольшую заинтересованность участники исследования высказали в пользу новых производственных технологий. Если заглянуть более детально, то участники опроса отметили актуальность управления ресурсами, управления организационными возможностями (инжиниринг, проектирование) и управления данными о продукте и его жизненным цикле. Второе и третье места по голосам участников исследования среди технологий занимают, соответственно, промышленные робототехнические комплексы и Интернет вещей.

Вероятно, в связи с тем, что главными проблемами для компаний (помимо высокой стоимости ИТ-решений) являются вопросы, связанные с цифровой зрелостью сотрудников и руководителей организаций, а также общий низкий уровень автоматизации – предприятия интересуются как раз технологиями повышения эффективности работников через цифровые технологии управления.

Технологии IoT, AI, облачные технологии, AR/VR, системы распределенного реестра в меньшей степени обладают свойствами, ценными для предприятий с точки зрения цифровизации.

Что ждут от государства

С точки зрения предприятий, для полноценного развития цифровой экономики от государства ожидается помощь, прежде всего, в виде создания благоприятных экономических условий для того бизнеса, который реализует цифровую трансформацию, содействия подготовке новых кадров и повышению квалификации имеющихся сотрудников, выделения субсидий/льготных кредитов на проекты цифровой трансформации и создания среды для появления отечественных поставщиков цифровых решений.

В целом, участники опроса полагают, что пандемия и найденные во время нее цифровые решения помогли улучшить управление предприятиями, но не так сильно повлияли на производство товаров. Тем не менее, определенные изменения в процессе производства произошли. Усиление и улучшение контроля позволило повысить производительность за счет снижения человеческого влияния, ускорить восстановление нарушенных цепочек поставок и вернуть спрос на докризисный уровень. Кроме этого, пандемия как форс-мажорная ситуация позволила снизить регуляторную нагрузку на бизнес, что облегчило деятельность части предприятий. И идеальным было бы сохранение таких послаблений на некоторый срок (1-2-3 года).

Сбор данных для исследования осуществлялся путем опроса экспертного сообщества, представителей промышленных предприятий России и Индии различного профиля деятельности, а также представителей отраслевых ФОИВ/РОИВ. В исследовании принял участие 251 респондент.