По предложениям Минэкономразвития России с 2023 г. повышающий коэффициент за «безприборное» потребление должен быть увеличен вдвое

Отраслевые новости

Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.
О ключевых задачах обновленного плана и о том, как сегодня развивается сфера энергосбережения, «ЭПР» рассказала директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития РФ Екатерина КВАША.

– Разработка проекта обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России – значимый шаг в развитии энергосбережения в нашей стране. Что включает обновленный план? Что предлагается изменить?

– Изменения коснулись как совершенствования нормативного регулирования, финансового стимулирования повышения энергоэффективности, так и применения новых технологий, которые будут способствовать повышению энергоэффективности.

Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий. Это электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор.

Так, согласно обновленному плану, повышение энергетической эффективности в электро- и теплоэнергетике достигается за счет более масштабного внедрения парогазовых и газотурбинных технологий при модернизации крупных ТЭС. А также за счет увеличения доли когенерации и введения ограничений по эффективности котельных при формировании региональных и муниципальных схем теплоснабжения.

Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширения и совершенствования требований к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточения требований к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.

Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов (МКД). Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсо­снабжающие организации.

При новом строительстве предлагается запретить использование энергонеэффективных технических решений и оборудования. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье планируется осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.

В секторе общественных зданий должен заработать механизм установления классов энергоэффективности и обязательное информирование покупателя о классе энергоэффективности при сделках с недвижимостью площадью свыше 2000 кв. метров. Спрос на энергоэффективную нежилую недвижимость может стимулироваться за счет дифференцирования ставки налога на имущество.

Значительный результат повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве может быть достигнут за счет снижения потерь при передаче тепловой энергии. Источником финансирования может стать государственная поддержка при закрытии схем теплоснабжения и перекладке тепловых сетей, а также льготные кредиты на эти цели. Также в плане прописана необходимость пересмотра нормативной базы и возможность городам оптимизировать температурные графики теплосети с целью снижения затрат на их содержание.

К основным мерам по повышению энергоэффективности на транспорте относятся более интенсивное обновление парка транспортных средств бюджетных учреждений, запуск масштабной модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, электрификация железных дорог на направлениях с высокой интенсивностью движения. Для коммерческого грузового и автобусного транспорта предлагается запустить «программу утилизации».

В бюджетном секторе должен быть разработан набор типовых энергоэффективных мероприятий и их последовательная реализация. С учетом коротких сроков окупаемости их выполнение позволит напрямую сократить в последствии финансовую нагрузку на бюджет за счет снижения затрат на оплату энергетических ресурсов величиной до 250 млрд руб. в год. Организованной работе по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе будет способствовать введение дополнительной штатной единицы – энергоменеджера.

Отдельное внимание в проекте обновленного комплексного плана уделено мероприятиям по переходу на 100 %-ный приборный учет потребляемых ресурсов. По предложениям Минэкономразвития России с 2023 г. повышающий коэффициент за «безприборное» потребление должен быть увеличен вдвое. Предлагается совершенствовать расчетную нормативную базу, внедрять индивидуальные приборы учета тепла, дистанционный сбор показаний.

Ассоциация "Цифровая энергетика"