Skip to main content

В России за 600 млн рублей построят экспериментальную базу для испытания «умных» автомобилей, выяснили «Известия». Ее планируется создать на полигоне НАМИ к сентябрю 2022 года. Проект поддерживают Минпромторг и автопроизводители. Сегодня в линейке почти всех ведущих брендов есть модели с продвинутыми системами помощи водителю и связью для обмена данными, отмечают эксперты. Таким образом, техническая возможность подключаться к «умной» инфраструктуре — светофорам, камерам, а также наладить «общение» автомобилей между собой — уже существует. Масштабное внедрение системы серьезно усилит безопасность на дорогах. Затормозить процесс распространения полуавтономных машин могут только законодательные проволочки.

Добавят интеллекта

На базе полигона НАМИ планируется создать модель городского движения с «умной» инфраструктурой, оснащенной технологией V2Х — обмена данными с автомобилями (о скорости, износе тормозов и других узлов и агрегатов, видеофиксации вождения и проч.). Общая протяженность дорог полигона составит 20 км. Он позволит проводить «натурные испытания» с имитацией большого количества дорожных ситуаций, испытывать компоненты автоматизации машин, а также систем анализа поведения высокоавтоматизированных средств (ВТС), сообщается в презентации Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет», с которой ознакомились «Известия». Цена вопроса — 599,7 млн рублей, из которых 417,8 млн потребуется из бюджета, остальное — частные инвестиции.

Представитель НТИ «Автонет» подтвердил проработку проекта: сейчас он одобрен на уровне НТИ, осенью его представят межведомственной рабочей группе под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.

В презентации также говорится, что проект в целом поддержал Минпромторг. В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям», что полигон в НАМИ создается при поддержке министерства.

— Вместе с имеющейся инфраструктурой, предназначенной для имитации любых условий эксплуатации транспортных средств (начиная от автомагистрали и заканчивая трассами для карьерной техники), и закрытой лабораторной территорией площадью 25 га, это позволит создать уникальный центр для полного цикла испытаний, доводки и сертификации беспилотных ТС, — отметили в пресс-службе ведомства.

Цель инициаторов проекта — создать экспериментальную базу для так называемых подключенных автомобилей (connected cars) и машин с высокой степенью автоматизации управления. Первые оснащены доступом к интернету либо беспроводной локальной сетью — в широком смысле к ним можно отнести даже машины с Bluetooth. Вторые по своим свойствам вплотную приближаются к беспилотникам, но еще не способны полностью заменить водителя.

С помощью встроенных каналов связи, в том числе интернета, теоретически такие автомобили могут обмениваться информацией не только с мобильными устройствами, но и с дорожной инфраструктурой — «умными» светофорами (про них «Известия» писали ранее), камерами фиксации нарушений, центрами управления движением, метеооборудованием. Для этого сама инфраструктура должна быть оснащена необходимыми элементами — датчиками и т.п. Сейчас в некоторых городах есть только отдельные элементы системы V2X и интеллектуальной транспортной системы.

Сегодня на подмосковном полигоне НАМИ в Дмитровском районе Подмосковья проводятся сертификационные испытания полностью беспилотных автомобилей (больше всех их у «Яндекса»), тестирование которых на дорогах общего пользования проходит в нескольких регионах России, включая Москву.

Проект предполагает создание полигона в 2020–2022 годах с реконструкцией уже существующей площадки и дооснащением ее нужным оборудованием («умной» инфраструктурой), с сентября 2022-го начнется коммерциализация. Выручка должна расти ежегодно: с 42 млн рублей в 2022 году до 470 млн рублей в 2031-м.

Исполнителями заявлены НАМИ, НП «ГЛОНАСС» и компания «Смартс».

В НП «ГЛОНАСС» сказали, что проект позволит создать основу для внедрения в России технических новинок в области системы обмена информацией между машинами и дорожной инфраструктурой, а также сбора и анализа больших данных (big data).

Исполнительный директор НАМИ Денис Ендачев добавил, что основная задача полигона — обеспечить безопасность внедрения автомобилей, оснащенных системами помощи водителю (ADAS), а также ВТС, вплоть до полностью автономных. Прибыль проекта, по его словам, будет формироваться за счет проведения комплексных и сертификационных испытаний высокоавтоматизированного транспорта, а также предоставления в аренду боксов, оборудования и ремонтных площадей.

Глава «Смартс» Андрей Иванов сказал «Известиям», что в проекте цифрового полигона НАМИ компания отвечает за оснащение дорог телекоммуникационной инфраструктурой, позволяющей связать воедино все интеллектуальные транспортные подсистемы. В частности, вдоль трассы установят станции RSU (roadside unit — базовая станция беспроводной связи), а также проложат волоконно-оптические линии связи в обочине автодороги.