Реализация федпроекта «Кадры для цифровой экономики» в 2020 году будет носить антикризисный характер

Отраслевые новости

Представители бизнеса, образования и государства спроектировали новые дорожные карты мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» на 2020 год. В планы реализации внесли антикризисные акценты, чтобы ответить на новые вызовы в системе образования, вызванные пандемией и спадом в экономике.

Эта работа проделана за два дня проектно-аналитической сессии «Кадры для цифровой экономики 1.5», которую организовал Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики (Университет 20.35) совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика».

В ней приняли участие представители федеральных и региональных исполнительных органов власти, институтов развития, рекрутинговых сервисов, центров занятости населения, исследовательских организаций, институтов образования, компаний и корпораций цифровой экономики.

На одной из сессий эксперты завершили работу по проектированию дорожной карты обеспечения приема и мотивации поступления на ИТ-направления. «Речь об увеличении бюджетных мест в вузах на ИТ-направления в этом и следующем году, корректировке методологии планирования и расчета контрольных цифр приема в дальнейшем для достижения необходимого показателя до 2024 года, возможностей расширения перечня ИТ-специальностей. Дорожную карту должны представить в Правительство к 15 июня 2020 году. Сейчас документ направляется на согласование в рабочую группу АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики», – рассказал руководитель направления планирования и мониторинга Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра Андрей Воров.

По его словам, документ отвечает на вызов, связанный с возросшей потребностью в ИТ-специалистах не только у исконно «цифрового» бизнеса, но и «аналоговых» компаний, которые сейчас оперативно переходят или планируют перейти на дистанционные форматы работы и запустить собственные онлайн-сервисы. «На этом фоне бесплатное образование для молодого поколения приобретает новую ценность. Так, с 2019 года увеличат контрольные цифры приема на бюджетные места в вузы по ИТ-направлениям, а в дальнейшем планируется внедрить цифровые компетенции и по смежным специальностям, чтобы выпускники получали актуальную для рынка профессию», – добавил Воров.

Внедрение системы независимой оценки компетенций цифровой экономики – еще одно перспективное предложение участников мероприятия. Оценка в формате онлайн нужна и гражданам, и работодателям, и образовательным организациям для формирования персонального профиля компетенций человека и персональной траектории развития человека. Это одновременно концепция и сквозное техническое решение для платформ образования и участников рынка труда.

В ходе сессии поддержать результаты такой оценки предварительно согласились РЖД, Корпоративный университет Почты России, Корпоративный университет Сбербанка, Яндекс, ITHUB GROUP, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ВНИИ Минтруда, Открытый университет «Сколково», Международная «Ассоциация специалистов по сертификации», УрФУ, IT-Колледж Мирбис и другие.

Персональные цифровые сертификаты – еще одно перспективное направление работы на 2020 год. С их помощью бесплатное обучение компетенциям цифровой экономики должны получить 33 тыс. человек по всей стране.

Для большей отдачи от этого мероприятия предложено увеличить номинал сертификата за счет механизма софинансирования со стороны работодателя или самого получателя, сделать доступным для работодателей резюме получателей персональных цифровых сертификатов, чтобы ускорить процессы организации стажировки и трудоустройства. Эксперты уверены, что при этом продолжительность этой образовательной программы должна составлять не менее 72 академических часов, чтобы развить компетенцию в необходимом объеме.

«В текущих экономических и эпидемических условиях в российской системе образования были проявлены противоречия, которые не позволяют ей в достаточной мере развиваться. Чтобы обучение оставалось на качественном уровне, необходим определенный набор инструментов, технологий и методов. Важно, будет ли система госуправления в сфере образования учитывать и использовать возможности коммерческих онлайн-ресурсов в системе общего образования. Перспективы такого взаимного проникновения очевидны, но их сопряжение и создание интегративных форм будут оставаться предметом дальнейшего обсуждения еще долгое время. Уверен, что решения, которые найдены в рамках проектно-аналитической сессии, позволят выстроить модель, способную обеспечить учащихся качественным образованием в любых условиях», – отметил директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Сергей Пилипенко.

Решить вызов, связанный с нехваткой программ, которые сформированы под конкретные потребности работодателя в части «цифровых» кадров (в том числе в части подготовки, управленцев и команд менеджеров по цифровой трансформации), должен сервис базовой модели компетенций «Конструктор программ дополнительного образования». Он нацелен на то, чтобы закрыть разрыв между потребностями работодателя и предложением рынка образовательных услуг. С помощью сервиса работодатель сможет участвовать как в создании образовательной программы, так и в ее реализации: предлагать стажировки, проектные задачи, кейсы.

Уже в 2020 году отдельные программы дополнительного профессионального образования (на них бесплатно – за счет государства – могут обучаться те, у кого уже есть диплом о высшем и среднем профобразовании) спроектируют в сфере сельского хозяйства, промышленности, энергетики, образования, медицины. Особое внимание эксперты в этой части уделяют программам «быстрого старта», которые позволят получить востребованные профессии на рынке труда, связанные с работой с данными: оцифровщик, разметчик, тестировщик данных, программист, SMM-менеджер и другие.

Эксперты предлагают сфокусироваться также вопросах интеграции России в глобальный рынок труда и привлечении талантов. Участники проектно-аналитической сессии, в частности, выявили потребность в оценке спроса на иностранных специалистов в компаниях российской экономики, изучении лучших современных мировых практик на рынке труда. Они рекомендуют детальнее проработать технико-экономическое обоснование HR-бренда России «Работай в России» с перспективой формирования системы «единого окна» по комплексу вопросов трудоустройства молодых зарубежных талантов в России.

Кроме того, Центр компетенций по кадрам планирует аккумулировать запросы российского бизнеса и реальные проекты, куда можно привлечь зарубежных исполнителей. Так, компания «Газпром-Нефть» готова сотрудничать с Центром компетенций в рамках пилотного проекта по привлечению иностранных специалистов из формирующегося международного хаба ИТ-специалистов в Балканском регионе. Проект позволит выявить на практике всевозможные барьеры. Компания «РЖД» готова рассмотреть привлечение иностранных команд для проектов на свои кампусы.

Центру компетенций предлагается роль «сборщика» профильных команд путем взаимодействия с иностранными рекрутинговыми агентствами, вузами и профсоюзами, рассказали в Центре компетенций.

«То, что мы делаем в федпроекте «Кадры для цифровой экономики», должно соответствовать реальным запросам работодателей, образовательных организаций и граждан, быть востребованным как в условиях кризиса, так и после него», – подытожил управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35 Олег Подольский.

Ассоциация "Цифровая энергетика"