Аналитический центр представил анализ зарубежного опыта в регулировании управления госданными

Отраслевые новости

Центр компетенций управления данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (АЦ) выпустил аналитический обзор «Основные результаты анализа законодательства зарубежных государств и Российской Федерации в области управления данными, описания моделей правового регулирования управления данными».

Один из его выводов – цифровизация госуправления оказывает серьезное воздействие на развитие отечественного законодательства. Одновременно с совершенствованием управления данными в государственном секторе развивается и регулирование в публично-правовой сфере, объясняют эксперты.

Цель исследования 

Исследование провели в рамках реализации мероприятия проекта Национальной системы управления данными (НСУД), который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Оно стало первым шагом в проработке вопросов нормативного правового регулирования управления государственными данными в России. 

«Получив в ходе этой работы более тысячи страниц с детальным анализом ситуации в мире, мы решили, что эта информация будет востребована не только командой НСУД, но и в целом полезна для цифровой трансформации компаний. Поэтому основные выводы были собраны в обзор и представлены для публичного пользования», – рассказал Александр Малахов, начальник Управления методологического сопровождения работы с данными АЦ. 

Ключевые выводы

В центре внимания экспертов в первую очередь страны, где правовое регулирование управления данными представляется наиболее развитым и достаточным для дальнейшего детального исследования. Среди них особо выделяются – Великобритания, Австралия, Сингапур, Франция, Германия и Эстония.

«В европейских государствах со сложившимся правовым регулированием и правовыми традициями в публично-правовой сфере вопросы управления данными являются логичным продолжением развития публичного праваВ азиатских странах и, например, Австралии, публичное право только формируется, зато там сформировался сильный государственный аппарат, позволяющий решать вопросы управления данными административными методами», – отмечают авторы исследования.

С учетом наличия у России международно-правовых обязательств как члена Совета Европы, а также близости российской правовой системы к романо-германскому праву, эксперты в первую очередь обратили внимание на модели правового регулирования в области управления данными, которые сформированы в законодательстве государств-членов Европейского союза – Франции, Германии и Эстонии.

«Проведенный анализ выявил в этих странах тенденции к большой конкретизации правового режима публичных данных, в том числе включенных в информационные системы. Строго регламентированы вопросы повторного использования публичных данных и монетизации – предоставления данных за плату преимущественно в целях покрытия издержек государства или их использования для оказания платных услуг при одновременном раскрытии информации об основаниях взимания такой платы и методиках ее расчета. Расширен перечень случаев, при которых такие данные подлежат размещению в интернете в форме открытых данных», – указывают аналитики.

При этом они подчеркивают, что публичные госданные и иные аналоги данного термина (например, информация публичного сектора) в различных национальных юрисдикциях понимаются по-разному. Например, могут быть ограничены только данными государственных органов, или также охватывать данные различных государственных учреждений, отмечают эксперты.

Еще один вывод – наряду с развитием правового режима публичных данных в исследованных странах также происходит конкретизация правового режима персональных данных, включая потребительские данные как одну из их разновидностей.

Эксперты еще выделили тенденцию к принятию законов, регулирующих на системной основе вопросы наделения государственных данных статусом «эталонных» или «базовых», разработке порядка выявления и устранения противоречий в данных, обрабатываемых в разных государственных базах данных и информационных системах, а также к взаимодействию между различными государственными информационными системами.

Подробнее – в обзоре «Основные результаты анализа законодательства зарубежных государств и Российской Федерации в области управления данными, описания моделей правового регулирования управления данными». Документ размещен в разделе «Материалы» на портале национальной программы «Цифровая экономика».

Ассоциация "Цифровая энергетика"