Skip to main content

Как рассказал министр, есть два сценария — первый предполагает, что государство должно «растворится» со своими сервисами в созданных экосистемах, а второй – государство становится самостоятельным игроком, который приглашает коммерческие сервисы на свою инфраструктуру

Государство определяется с концепцией единой цифровой экосистемы, которая должна объединить отдельные ИТ-системы федеральных ведомств, региональных органов власти и государственных сервисов в одно целое. Предполагается, что создавать ее будут власти совместно с бизнесом, сообщил Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев на конференции TAdviser IT Government Day.

Он отметил, что экосистема – популярный термин и ключевой тренд развития крупных корпораций. Собственные экосистемы на базе цифровых платформ сегодня создают Сбербанк, «Ростелеком», Mail.ru и многие другие. При этом, как организовать экосистему государства, так, чтобы госуслуги выстроить в единый слой фронтального обслуживания, сделать ключевой точкой контакта с гражданами, где государство, в том числе объявляет свою повестку, пока непонятно.

Сценарии построения цифровой экосистемы государства

По словам Шадаева, есть два сценария как это сделать. Первый предполагает, что государство должно «раствориться» со своими услугами и сервисами в уже созданных экосистемах и незаметно обеспечивать там возможность получения услуг или сервисов в любом месте, где находится человек. Второй – государство становится полноценным, самостоятельным игроком, который приглашает сервисы состоявшихся коммерческих систем на свою инфраструктуру.

«Мы готовы предоставлять госуслуги и госсервисы в отдельных экосистемах, но при условии их жесткого пакетирования. Условно говоря, набор госуслуг для банковских приложений не будет включать запись к врачу, а в сервис по продажи автомобиля онлайн будет обязательной авторизация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) пользователя-продавца», – заявил глава Минкомсвязи.

Подразумевается, что коммерческие услуги могут быть интегрированы в суперсервисы –онлайн-госуслуги, над которыми власти работают в рамках реализации федпроекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика».

«Например, сервис зачисления в вуз, вполне вероятно, будет включать ряд услуг, связанных с получением кредита, а сервис покупки автомобиля – услугу выбора поставщика полиса», – пояснил глава Минкомсвязи.

Министр заявил, что финального решения пока нет. При этом очевидно, что все существующие коммерческие экосистемы формируются вокруг некоторых ключевых сервисов или ключевых услуг, например, банковских или поисковых. С экосистемой цифрового государства все сложнее.

Принципы и архитектура цифровой экосистемы государства

По мнению Шадаева, построение цифровой экосистемы государства нельзя свести к разработке некоторой схемы — это выработка политики, основанной на простых принципах. «Например, все услуги, сервисы должны быть на едином портале госуслуг. Они могут присутствовать на сайтах разных ведомств, регионов и так далее, но всегда они должны быть в нашем большом «супермаркете». Такие принципы нужно сформулировать», – объяснил глава Минкомсвязи.

Он добавил, что эти принципы имеют большое значение, в частности, для переформатирования механизма согласования бюджетных расходов – этим сейчас занимается министерство. «Отсутствие таких принципов серьезно затрудняет проведение экспертизы, которая требуется от Минкомсвязи при согласовании технической части любого контракта любого ведомства в части информатизации», – пояснил Шадаев.

Приоритеты технологической интеграции

Вопросами технологической интеграции на уровне бэк-офиса цифровой государственной экосистемы занимается НИИ «Восход», рассказал Бадалов. По его словам, в реализации этой задачи важную роль играют ключевые принципы – это открытость платформ, стандартизация, единство данных, формализация опыта.

«Мы рассматриваем для партнерства незакрытые платформы. Пойти по собственному закрытому пути – утопия. Поэтому мы максимально открыты, даже для маленьких компаний. НИИ «Восход» создает ряд экспериментальных стендов, в частности, для моделирования обмена данными в облачной среде. На них можно испытывать различные российские решения. Создана также лаборатория импортозамещения, площадки, на которые можно приходить и начинать коммуникацию с государством», – пояснил Бадалов.

Максут Шадаев добавил, что если только госкомпании будут создавать платформы, то результаты будут не так быстро. «Поэтому мы смотрим на готовые компоненты цифровой платформы, которые уже созданы, в которые инвестированы средства коммерческих компаний, анализируем возможность их быстрого развертывания государством, в том числе с учетом всех наших требований и возможностей переноса в инфраструктуру государственной экосистемы», – рассказал глава Минкомсвязи.
В части стандартизации, государство как законодатель и установщик некоторых правил должно выступать за создание не просто разрозненных технологий, а постановщиком правил, интерфейсов взаимодействия, регламентов доступа к цифровым инструментам, которые уже созданы.

«Мы должны как партнер государства поддерживать единую конструкцию, как в части среды разработки, так и по моделям данных, и по стекам протоколов. Все это должно работать на конечный результат – обеспечить гражданина максимально комплексным обслуживанием по цифровым технологиям», – отметил Бадалов.

По его словам, в рамках создания цифровой экосистемы нужно обеспечить структурное единство данных. «Здесь много понятных стимулов, направленных на сокращение затрат, времени производства. Это не жесткая конструкция, а набор принципов, правил, а также опыта, который мы научились формализовывать», – поясняет директор НИИ «Восход».

Что касается формализации опыта, то речь не про профессиональный опыт, который накапливает каждый конкретный специалист, а про подход к его накоплению в экосистеме цифрового государства. «Этот опыт должен быть каким-то образом формализован. Тогда мы придем к новым ГОСТам и к единой среде разработки, как элементу единой ИТ-архитектуры», – отметил Бадалов.

План взаимодействия электронного правительства с коммерческими системами

Максут Шадаев рассказал, что в ближайшее время Минкомсвязь утвердит принципы взаимодействия инфраструктуры электронного правительства с коммерческими системами, а также план по их взаимному проникновению. «Этот план покажет, в какие сроки мы будем готовы утвердить определенные требования и перейти к конкретным пилотным проектам и далее к тиражированию», – рассказал глава Минкомсвязи.

По его словам, первый этап плана уже реализуется – речь идет об отборе проектов, которые запустит АНО «Цифровая экономика», крупнейшие ИТ-компании России на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Далее начнется период согласования конкретных финансовых позиций с потенциальными коммерческими соинвесторами.

Скоро должна выйти и первая архитектурная схема о взаимодействии четырех систем – национальной системы управления данными (НСУД), системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), цифрового профиля и федеральных ресурсов населения. «На этой схеме мы договариваемся о разграничении зон ответственности. Речь, в частности, об источниках данных и о том, что государство ожидает от ведомств, с точки зрения коммерческого использования всех четырех сквозных систем», – рассказал Шадаев.

ГЧП как возможность для бизнеса участвовать в развитии экосистемы цифрового государства

По оценке Андрея Бадалова, бизнесу в цифровой экосистеме государства должно быть интересно все, что касается развития Национальной системы управления данными. Над развитием нацсистемы государство работает в рамках федпроекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика». НСУД позволит обеспечить достоверность данных, которыми обмениваются ведомства между собой.

«Может быть не сегодня, когда идет эксперимент, а, когда возникнет мощная система данных, которая будет понятна, прозрачна, управляема. Тогда бизнес сможет стать участником этой системы. Выступать как в роли поставщика данных, так и поставщика средств обработки, которые могут применяться к большому объему данных, находящиеся в ЦОДах. НСУД я вижу как востребованную площадку для ГЧП», – заявил он.

Еще одна тематика актуальная для ГЧП, по мнению НИИ «Восход», связана с механизмами надзорной деятельности и соответствующими программными продуктами, которые, например, позволяют контролировать состояние тех или иных объектов.

Бадалов пояснил, что НИИ «Восход» начал работать с Mail.ru в рамках  проектного партнерства. «Далее мы крайне заинтересованы, чтобы контрактные взаимоотношения переросли в совместное развитие по тематике ГЕОП (Государственной единой облачной платформе) и НСУД. Мы заинтересованы в поиске небольших активных команд, которые помогают нам развиваться», – отмечает Бадалов.

Максут Шадаев также видит большие перспективы совместного развития НСУД: «Этот механизм надо расширять на отраслевые решения. Это не должно быть чисто государственное управление, должны быть и отраслевые решения: ТЭК, промышленность и другие сферы. Тогда это будет еще более интересно для бизнеса».