26 сентября в рамках Российской энергетической недели прошла организованная Ассоциацией «Цифровая энергетика» сессия, посвящённая ключевым вопросам развития отечественной сферы электромобильности.
В обсуждении приняли участие эксперты и лидеры отрасли: начальник отдела Департамента секторов экономик Минэкономразвития России Рустам Абульмамбетов, директор Департамента цифровизации и развития в электроэнергетике АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Кувшинов, директор бизнес-направления «Электромобильность» АО «ТВЭЛ» Александр Бухвалов, заместитель генерального директора по цифровой трансформации ПАО «ФСК ЕЭС» (Группа «Россети») Константин Кравченко, генеральный директор АО «ЭЗС РусГидро» Леонид Чурилов, заместитель генерального директора ООО «Парус Электро» Владимир Хлебников, директор Ассоциации развития технологий систем накопления электроэнергии Илья Белавинцев и председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева.
Модератором выступил член Правления и исполнительный директор Ассоциации «Цифровая энергетика» Антон Зубков. Он отметил, что глобальные экологические проблемы привели к превращению электротранспорта из простой технологической тенденции в настоящую необходимость, и Россия также стремится развивать собственную систему электромобильности.
Зубков указал, что в сентябре 2024 года при Ассоциации «Цифровая энергетика» начал работу Центр электромобильности, который призван помочь в создании благоприятного климата для развития электротранспорта в России. В его состав входят представители органов власти, компаний — производителей электрозарядной инфраструктуры и электротранспорта, а также операторов ЭЗС.
«Центр уже сформировал план работ на 2024–2025 годы, включая конкретные шаги и инициативы для стимулирования развития электротранспорта в России», — подчеркнул Зубков.
Более подробно о деятельности Центра рассказал Андрей Кувшинов. По его словам, основные задачи экспертного объединения — способствовать популяризации электромобильности и консолидировать разрозненный рынок для формирования единой долгосрочной программы развития.
Среди промежуточных итогов работы Центра — анализ международного опыта для выявления наиболее эффективных практик, а также оценка существующих в России мер поддержки и сдерживающих факторов. Зарубежный опыт показывает, что конкретные меры поддержки, такие как субсидии и налоговые вычеты при покупке электромобилей, доступ к выделенным полосам и перенос финансовой нагрузки на транспортные средства с ДВС, способны значительно подстегнуть распространение электротранспорта.
Другие положительные практики связаны с обеспечением доступности электрозарядной инфраструктуры через целевое планирование размещения общественных станций, стандартизацией и унификацией оборудования.
На данный момент на отечественном рынке наблюдается положительная динамика: по темпам прироста электротранспорта Россия находится на уровне мировых лидеров. Аналогичный прогресс прослеживается и в создании зарядной инфраструктуры, что является позитивным сигналом рынка.
«Я уверен, если есть цель, мы её достигнем», — прокомментировал Кувшинов.
Директор бизнес-направления «Электромобильность» Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» Александр Бухвалов рассказал о тенденциях развития электромобильности в РФ, а также факторах, которые влияют на темпы её развития.
Среди ключевых: доступ к инфраструктуре (зарядная инфраструктура и её расположение), доступность электромобилей, особенно в массовом ценовом сегменте рынка, а также меры государственной поддержки, к которым относятся субсидии и преференции для пользователей такого вида транспорта.
По его словам, развитие инфраструктуры в первую очередь должно обеспечиваться не просто за счёт развития электрозарядной сети, но в приоритете за счёт строительства целых электрозарядных хабов, позволяющих пользователям заряжать свой транспорт быстрее и без очередей.
«Важнейшим фактором успешного развития электромобильности также является реальный пользовательский опыт, который потребители могут получить через использование услуг такси и каршеринга на электротяге. В настоящее время мы прорабатываем совместные проекты со всеми крупнейшими компаниями рынка по использованию электромобилей в их автопарках», — отметил Александр Бухвалов.
Он также подчеркнул важность государственной поддержки в сфере разработки и выведения на российский рынок новых электромобилей на отечественной платформе, сохранения и увеличения субсидий на приобретение электромобилей, а также предоставление льгот для регионального общественного транспорта на электротяге.
Позицию производителя электрозарядной инфраструктуры выразил заместитель генерального директора ООО «Парус электро» Владимир Хлебников.
«Сейчас ключевым преимуществом становится сервис, причём максимально быстрый и с простыми правилами: каждый владелец электромобиля должен максимально быстро и удобно зарядить машину, а это и есть пользовательский опыт. Если говорить о развитии рынка, в первую очередь — коммерческого электротранспорта, то ситуацию может качественно изменить появление бюджетного электромобиля, отвечающего требованиям бизнеса, инвесторов и простых потребителей», — заявил Хлебников.
Он отдельно отметил, что стратегия выпуска ЭЗС также отталкивается от особенностей пользовательского опыта российских потребителей: станции выпускаются с тремя типами коннекторов и возможностью интегрировать в «быструю» ЭЗС ещё и «медленную». Это даёт возможность зарядить практически любой электромобиль, который можно встретить в регионах, где установлена инфраструктура, произведенная «Парус электро».
В ходе сессии представители органов власти, крупного энергетического бизнеса, отраслевых ассоциаций и производителей транспортных средств и зарядных станций высказали взаимодополняющие точки зрения на текущее развитие электромобильности в стране и его перспективы. Была подчёркнута критическая важность создания удобной электрозарядной инфраструктуры для пользователей и дальнейшего стимулирования технологических инноваций. Участники обсуждения поддержали инициативы по укреплению взаимодействия между всеми субъектами сектора электромобильности.
Как отметил Антон Зубков, предложения сторон и выводы, сделанные в рамках сессии, будут зафиксированы для дальнейшей проработки экспертным сообществом с участием регуляторов.
Фото: Михаил Киреев / Росконгресс