Skip to main content

Ускоренное импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) – основное и первоочередное звено, эти вопросы должны быть решены как можно скорее. Законодательная база для этого сформирована, заявил 20 октября 2022 года председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный на расширенном заседании комитета.

По его словам, несмотря на то, что ТЭК начал серьезно заниматься импортозамещением еще в 2014 году, после первой волны санкционных ограничений, по ряду направлений, таких как подводная шельфовая добыча, парогазовое оборудование для электрогенерации, горношахтное оборудование, производство крупнотоннажного СПГ и так далее, зависимость остается существенной.

С другой стороны, отметил Павел Завальный, под давлением беспрецедентных внешних обстоятельств ТЭК начал реальное движение к технологическому суверенитету, что означает не только будущую независимость от недружественных действий контрагентов, но и новые высокотехнологичные рабочие места, новые компетенции, задел для ускорения научно-технического и экономического развития страны.

Директор департамента оперативного регулирования в ТЭК Минэнерго РФ Елена Медведева обратила внимание на то, что сегодня под внешним давлением ТЭК и смежные отрасли выходят на новый уровень, движутся от простой локализации и импортозамещения к созданию собственных разработок и инноваций. В связи с этим нужна соответствующая нормативная база, в том числе, законодательное определение понятий инновации, технологического суверенитета. Важно также прописать регулирование взаимодействия с потенциальными иностранными партнерами с тем, чтобы впредь не допускать подобных санкционных ситуаций.

По ее мнению, сами производители оборудования должны занимать более активную позицию в продвижении своих разработок, больше взаимодействовать не только с потенциальными потребителями, но и между собой, с тем, чтобы создавать единые стандарты совместимости оборудования.

Директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаил Кузнецов отметил, что сегодня программы импортозамещения работают системно, существует целый ряд эффективных инструментов. В рамках Постановлений Правительства РФ выделяются субсидии на НИОКР, реинжиниринг деталей и комплектующих, поставки пилотных партий продукции. Существуют буровые гранты, позволяющие возмещать затраты нефтесервисных компаний на модернизацию оборудования, СПИК как инструменты налогового стимулирования. Фонд развития промышленности выделяет льготное кредитование.

Сегодня импортонезависимость нефтегазовой отрасли достигла 60%, выделено 30 млрд. рублей субсидий, создано 140 видов продуктов в рамках 170 проектов, в том числе, в сфере сжижения газа, гидроразрыва пласта, подводной добычи и так далее.

Импортонезависимость электроэнергетики составляет 78%, выделено 19 млрд. рублей субсидий, выпущено 100 видов продукции в рамках 60 проектов, в том числе, газовые турбины, оптические кабели, микротурбинные установки и так далее.

В сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и водородной энергетики выделено 8 млрд. рублей на 20 проектов, в их числе фотоэлектрические модули, оборудование для ветрогенерации, аккумуляторные технологии.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов рассказал о деятельности Межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса» и предложил комитету по энергетике и компаниям ТЭК более активно подключаться к ее работе.

Первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Россети» Андрей Майоров обратил внимание участников заседания на ряд сдерживающих факторов в сфере импортозамещения. Прежде всего это несбалансированность требований НПА. В нормативных актах нет разделения на критические и некритические технологии и оборудование. Необходимы приоритезация импортозамещения по отраслям, единые отраслевые планы, центры тестирования и сертификации технологий и оборудования.

Есть определенные проблемы с финансированием импортозамещения, здесь целесообразно было бы определение дополнительных целевых источников финансирования импортозамещения, в том числе, в рамках тарифных решений, а также изменение правил амортизации импортозамещающих систем.

Недостаточна синхронизациям процедур импортозамещения и закупочной деятельности, есть проблемы с критериями отнесения оборудования к отечественному, в частности, это касается продукции, производимой в ЕАЭС. Необходимы совершенствование нормативной базы в части оснований для отнесения оборудования к отечественному, механизмов, отклонения заявок на импортное оборудование в присутствии отечественного в закупочной деятельности, расширения номенклатуры продукции.

Руководитель группы ресурсообеспечения ПАО «Юнипро» Вячеслав Медведев доложил о проблемах в импортозамещении комплектующих газотурбинных установок и дожимных газовых компрессоров, обратном инжиниринге вспомогательного оборудования. В 2022 году компания столкнулась с невыполнение действующих закупочных и сервисных контрактов со стороны иностранных компаний. В том числе это касается кадрового вопроса – специалистам иностранных компаний запрещено осуществлять сервис, они уходят с российского рынка. Необходимо создание мотивирующих условий для того, чтобы они или оставались работать в России, или передавали опыт и компетенции.

Еще одна острая проблема – резко выросшая загрузка отечественных заводов, производящих оборудование, трубы, литейную продукции. Сроки отгрузки составляют от года и выше. Кроме того, заводы не стремятся брать небольшие заказы, что затрудняет своевременное обслуживание и модернизацию оборудования. Возможно, здесь необходимы директивные указания профильных органов.

Вице-президент ПАО «Транснефть» Андрей Бадалов присоединился к предложениям коллег. Важнейшая задача – создание списков приоритетов, критических и первоочередных технологий и оборудования по отраслям совместно с Минэнерго и другими профильными структурами. Они не должны носить типовой, универсальный характер, а заточены под каждую отрасль ТЭК и закреплены нормативно. Это принципиально для осуществления непрерывной и бесперебойной работы предприятий ТЭК.

Министр промышленности и торговли Кемеровской области Михаил Старосвет отметил, что сегодня зависимость угольной отрасли от импортного горношахтного оборудования составляет порядка 80%. Целевой показатель – выход на 70% импортонезависимости в кратчайшие сроки. Для этого сегодня ведется работа по созданию инжинирингового центра – единого окна для заказа оборудования – на базе НОЦ «Кузбасс», созданию межрегионального кластера по производству горношахтного оборудования на базе Фонда развития промышленности Кузбасса, центра сертификации российской продукции на базе центра сертификации и метрологии Кузбасса. Формирование этих структур должно быть завершено уже к концу текущего года.

Председатель совета директоров «Колмар груп» Анна Цивилева отметила, что зависимость от импортного оборудования и нехватка квалифицированных инженерных кадров сегодня являются основными проблемами, создающими риски для работы предприятий угольной отрасли. Необходимо ускоренное строительство новых машиностроительных заводов и дооснащение существующих, преференции для инвесторов в такие проекты, субсидирование ставок по кредитам на покупку их оборудования. Важную роль в импортозамещении в угольной отрасли могли бы сыграть увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры на восточном направлении.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов акцентировал внимание на том, что именно в угольной отрасли сегодня сохраняется наибольшая зависимость от импортного оборудования, поэтому необходимы отформатированные именно под нее меры поддержки.

Между тем, помощник руководителя Администрации Президента РФ Анатолий Яновский отметил, что сама методика расчета уровня импортозамещения по отраслям и предприятиям нуждается в существенной доработке, балльная система, прописанная сегодня в соответствующем постановлении Правительства РФ, не дает реалистичной картины.

Источник