Skip to main content

В российских регионах не планируют сворачивать перспективные проекты, направленные на снижение выбросов парниковых газов (ПГ). Но при этом признают, что уменьшать углеродный след в ближайшее время придется, скорее, с помощью проверенных программ по энергосбережению и энергоэффективности, нежели путем строительства «модных» карбоновых полигонов и карбоновых ферм.

«От целей не отказываемся»

Планы по декарбонизации российской энергетики к 2050 году могут скорректировать с учетом ситуации с западными санкциями. Такую возможность допустили в Минэнерго РФ, подготовившем в марте 2022 года антикризисный план для топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В разработанных мерах поддержки ТЭКа говорится о том, что с энергетиков могут снять часть ответственности и, соответственно, штрафных санкций за невыполнение в срок некоторых, в том числе экологических, проектов.

Однако Россия не должна отказываться от поставленных целей низкоуглеродного развития, заявил в марте 2022 года председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный.

«Хочу отметить важность развития новых отраслей топливно-энергетического комплекса, связанных с переходом на низкоуглеродную траекторию развития экономики, развитие новой энергетики. Мы не должны отказываться от поставленных целей на этом направлении. Наоборот, нам важно так нарастить собственные компетенции в этих сферах, чтобы не просто выйти на рынки других стран, но и успешно конкурировать там, как это уже происходит в атомной отрасли. Особенно это важно на европейском направлении, где планируется ускоренное снижение зависимости от традиционных энергоресурсов», — сказал Павел Завальный.

Глава думского комитета по энергетике особо подчеркнул, что в нынешних условиях в стране необходимо реализовать огромный потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности. Ведь это способствует снижению выбросов парниковых газов, достижению целей низкоуглеродного развития, повышает эффективность работы всех отраслей экономики и поддерживает экспортный потенциал страны. Он также отметил значимость расширения и ускорения программ импортозамещения, в том числе для поддержки смежных отраслей.

Неоднозначный Сахалин

В такой ситуации игроками, которые активно продвигают ESG-стратегию и добиваются снижения углеродного следа на своей территории, становятся сами регионы. Яркий пример — Сахалин. В марте 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон о проведении климатического эксперимента на дальневосточном острове. Он будет проходить с 1 сентября 2022 года до 31 декабря 2028 года, при этом углеродной нейтральности на территории региона намерены достичь уже к концу 2025 года.

Для реализации амбициозного проекта по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) потребуется перевести 145 котельных с угля на газ, повысить долю экологичного транспорта до 50% и увеличить долю возобновляемых источников энергии. В регионе также планируют создать карбоновый полигон — специальную территорию, на которой будут проходить эксперименты, контролирующие производство и поглощение ПГ, и карбоновую ферму, цель которой — уменьшение углеродного следа.

При проведении эксперимента будет испытан жесткий сценарий углеродного регулирования экономики с введением квот на выбросы и штрафов за их превышение. Поэтому авторы законопроекта попросили отсрочку в полгода, с 1 марта до 1 сентября 2022 года, чтобы принять дополнительные подзаконные акты, учитывающие в том числе интересы бизнеса, который не хотел оказаться под излишне суровым давлением.

Еще одна причина переноса сроков — необходимость установить четкие критерии для присоединения регионов к эксперименту, чтобы не допустить бесконтрольного введения жесткого регулирования. В пояснительной записке к закону говорится о том, что эксперимент может проводиться и на территориях других субъектов РФ. Но для этого необходимо будет внести в него поправки. В числе регионов, которые интересуются вхождением в проект, сейчас называются Калининградская и Иркутская области, Башкортостан и Хабаровский край.

Отметим, что на проходившем в начале марта 2022 года Красноярском экономическом форуме (КЭФ) отношение участников к продвижению сахалинского опыта в другие регионы страны было неоднозначным. По мнению ряда экспертов, необходимо учитывать, что Сахалин является обособленной территорией со своим климатом и энергетической инфраструктурой. Поэтому следует дождаться первых результатов эксперимента, увидеть, как работает система квотирования, и после этого делать выводы.

ЖКХ и парниковые газы

Еще одним регионом, который собирается развивать ESG-стратегию и проекты по снижению выбросов парниковых газов, стала Ленинградская область. На Красноярском экономическом форуме в марте 2022 года заместитель председателя правительства региона Дмитрий Ялов заявил, что в связи со строительством в Ленобласти крупного газохимического комплекса сейчас речь идет не столько о снижении углеродного следа, сколько о том, как его стабилизировать.

До введения западных санкций правительство региона вело активные переговоры с российскими компаниями, которые могли попасть под трансграничное углеродное регулирование, а также с международными компаниями, взявшими на себя добровольные обязательства по снижению выбросов парниковых газов.

«Ситуация изменилась, но рано или поздно к этому вопросу придется вернуться, когда отношения с ЕС наладятся. Вряд ли трансграничный углеродный налог к тому времени станет меньше, скорее, наоборот», — заметил Дмитрий Ялов.

«На сегодняшний день самым недорогим способом сокращения выбросов парниковых газов в регионе является повышение энергоэффективности всех объектов в ЖКХ, — подчеркнул он. — Огромные резервы в этом отношении скрываются в муниципальных системах теплоснабжения».

Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Егор Мищеряков добавил, что переговоры с предприятиями продолжаются.

«Сложившаяся экономическая ситуация, безусловно, снизила темпы и активность переговоров с предприятиями по декарбонизации. Тем не менее разработка стратегических документов Ленинградской области по достижению углеродной нейтральности продолжается. Как и продолжается работа по повышению энергоэффективности сектора ЖКХ и энергетики, по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств».

Кроме того, по словам Егора Мищерякова, после появления решений по российскому рынку углеродных единиц будет обсуждаться вопрос о создании в регионе карбоновой фермы. Первые контуры этого направления уже прорисовываются. В феврале Санкт-Петербургский государственный университет совместно с Главной геофизической обсерваторией имени А. И. Воейкова подал заявку в Минобрнауки России о создании карбонового полигона «Ладога» в Ленинградской области.

Мечта о ферме

Создать карбоновые полигоны и карбоновые фермы планируют и в Челябинской области. Как сообщили в Министерстве экологии региона, уже разработан проект «Создание на территории Челябинской области центров декарбонизации (карбоновых полигонов) и территорий для поглощения парниковых газов (карбоновых ферм)». Его подготовили в Новосибирске, на базе Сибирского института управления — филиала РАНХиГС, в рамках образовательной программы «Системный подход в управлении регионом».

В рамках реализации проекта центры декарбонизации должны появиться в Сосновском и Верхнеуральском районах Челябинской области. Однако ситуацию осложняют несколько факторов. Как пояснили в Минэкологии, на законодательном уровне до сих пор не определены критерии, которым должны соответствовать земельные участки, чтобы разместить на них карбоновые полигоны и карбоновые фермы. Кроме того, нет механизма привлечения к реализации проекта средств частных инвесторов. Пока только обсуждаются меры их государственной поддержки.

Тем не менее в Сосновском районе Челябинской области определили земельный участок площадью 46 га для создания первого карбонового полигона. И на нем уже высадили первую партию пирамидальных тополей — 176 деревьев, с помощью которых будут следить за выбросами парниковых газов.

Добавим, что в соответствии с приказом Минобрнауки России подобные проекты реализуются в 10 регионах России, в том числе в Татарстане, Чечне, Краснодарском крае, Московской, Калужской и других областях. Они должны заработать до 2023 года.

Источник