Skip to main content

Нес­мотря на мно­гочис­ленные за­пад­ные сан­кции и от­да­ление Рос­сии от рын­ка Ев­ро­пы и США, оте­чес­твен­ные ком­па­нии сох­ра­нили ин­те­рес к ESG-по­вес­тке. Од­на­ко фи­нан­со­вые ана­лити­ки уве­рены, что в Рос­сии эко­логи­чес­кие и дру­гие воп­ро­сы ESG-по­вес­тки мож­но за­сунуть в дол­гий ящик.

В последние годы тренд на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций. В результате возникло понятие ESG («экология, социальная политика и корпоративное управление» — англ. Environmental, Social and Corporate Governance). ESG — это набор стандартов деятельности компании, которые социально ответственные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций.

В апрельском исследовании ассоциация «Цифровая энергетика» сделала выводы, что инвесторы и регуляторы больше обращают внимание на разделы нефинансовой отчетности, связанные с экологическими политиками и корпоративным управлением (E и G). Стейкхолдеры в нефинансовой отчетности больше хотят найти информацию о рисках в экологической и социальной сферах (E и S).

Аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалев уверен, что актуальность ESG-повестки для многих российских компаний сейчас под вопросом. «Но далеко не только из-за падения интереса со стороны зарубежных инвесторов. Проблема в том, что на фоне высокой геополитической напряженности обостряются финансовые риски, на устранение которых средства будут направляться в первую очередь. Другими словами, ESG сложно назвать базовым пунктом развития отечественных компаний в текущий момент. Что касается ESG-инвестирования, то среди российских инвесторов этот тренд развит крайне слабо. Иностранные же инвесторы будут направлять капитал на российский рынок в последнюю очередь. Поэтому мы ожидаем определенного рода «безразличия» российского рынка к ESG-повестке в ближайшие несколько лет», — отметил аналитик.

Заместитель директора РАЭК, член Общественной палаты РФ Сергей Гребенников считает, что принципы экологической и социальной ответственности глубоко проникли в корпоративную культуру многих компаний и в умы и сердца основателей и топ-менеджеров, поэтому вряд ли ESG-повестка исчезнет. «Скорее, она трансформируется с учетом актуальных для российского общества проблем — экологических и социальных. Многие российские компании помогают фондам, устраивают благотворительные акции, их сотрудники становятся волонтерами. Так, мы видели много примеров, как бизнес проявлял себя как социально ответственный во время пандемии: компании поддерживали сотрудников, клиентов, создавали коллаборации с другими брендами, чтобы помочь потребителям и друг другу. Думаю, все эти начинания продолжатся, независимо от международной повестки. Кроме того, по данным исследования РАЭК и НИУ ВШЭ, со стороны потребителей есть запрос на экологичные решения, и он стимулирует игроков рынка предпринимать соответствующие меры. Например, компании отказываются от одноразовых приборов «по умолчанию». В то же время компании, которые следовали ESG-принципам исключительно ради привлечения инвестиций, могут отказаться от них. Так, эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что многие российские компании занимаются так называемым импакт-вошингом, то есть имитируют следование принципам ESG-повестки, а не реально следуют им», — рассказал Сергей Гребенников.

По его наблюдениям, ESG-критерии бизнеса начинают играть все большую роль в решении инвесторов, стоит ли вкладывать ресурсы в конкретную компанию или нет. «Во-первых, экологичность и этичность производства и потребления — это две глобальные тенденции, признанные мировыми тренд-институтами. Это значит, что в ближайшие годы инвестировать в компании, связанные с производством вредоносных веществ или «следящих» углеродными выбросами, непопулярно и даже опасно в контексте новой этики. Во-вторых, инвесторами могут быть разные категории юридических и физических лиц: от государственных институтов и общественных организаций до среднего и малого бизнеса. Так или иначе, они распоряжаются деньгами своих пользователей, клиентов или налогоплательщиков, у которых сформирован запрос на полезную и эффективную трату ресурсов. Они хотят видеть организации, которые инвестируют их деньги на благо общества. Поэтому вопрос наличия в компании отдела или отдельного человека, разрабатывающего план набора «ESG-баллов» в разных рейтингах и того, насколько устойчивой и благонадежной организация выглядит в глазах ее клиентов, сегодня критически важный аспект для инвестора. В связи с уменьшением иностранных инвестиций представляется важным мотивировать компании дополнительно. Например, разработке российских ESG-принципов и их внедрению могли бы способствовать государство и институты развития», — прокомментировал Сергей Гребенников.

Однако пока бизнес, наоборот, просит правительство смягчить ряд экологических норм из-за санкций. В конце марта глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил вице-премьеру Виктории Абрамченко предложения по смягчению некоторых экологических требований для бизнеса из-за санкций. РСПП предложил более 40 инициатив по снижению требований в сфере промышленной экологии для уменьшения «финансовых и административных рисков». Они касаются как действующих нормативов, так и тех, что еще не вступили в силу.

Аналитик «Фридом Финанса» Владимир Чернов полагает, что в ближайшее время экологическая повестка в России будет не очень актуальна, так как многим предприятиям приходится отказываться от инвестиций в зеленую энергетику на фоне экономических сложностей. «У некоторых компаний сложности заключаются в поставках комплектующих, на которые распространяются ограничения. Например, «КамАЗ» вернулся к выпуску автомобилей из отечественных комплектующих, что сразу же понизило их стандарты экокласса до Евро-2 (в странах ЕС запрещен транзит авто стандарта ниже Евро-4). Премьер-министр РФ Михаил Мишустин уже отменил 6000 плановых проверок, вместо которых будут проводиться профилактические визиты, а в дальнейшем правительство может смягчить требования по экологии по просьбе Российского союза промышленников и предпринимателей. Они просят на три года ограничить штрафы за нанесение вреда экологии, а также ввести множество других различных послаблений. Если правительство пойдет им на встречу, то мы будем понимать сроки, на которые ESG-повестка будет поставлена на паузу. Что же касается социальной сферы, то, на наш взгляд, в ближайшее время правительство будет тщательно следить, чтобы не нарушалось трудовое законодательство и соблюдались все обязанности работодателей», — сообщил Владимир Чернов.

Он отметил, что для большого количества инвесторов наличие специальных ESG-департаментов в компании играет важное значение при выборе активов для вложения финансовых средств. «Опросы показали, что в первую очередь их интересуют проблемы управления компанией (коррупция, воровство) и кибербезопасность (около половины опрошенных), на втором месте у них экологические и климатические проблемы (около 30%), меньше всего инвесторов при выборе активов интересуют проблемы в сфере охраны труда и здоровья сотрудников (менее 20%). Однако в ближайшее время при инвестициях на российском рынке на это просто будут закрывать глаза, так как в текущих экономических реалиях есть более важные и приоритетные факторы выбора активов», — уверен он.

В ассоциации «Цифровая энергетика» убеждены, что парадигма устойчивого развития компаний с опорой на ESG-критерии (экологические, социальные и управленческие), то есть без ущерба нынешним и будущим поколениям, не должна отойти на второй план на фоне текущей мировой обстановки. Исполнительный директор ассоциации «Цифровая энергетика» Антон Зубков пояснил, что смысл внедрения ESG-подходов в том, что это обеспечивает компании долгосрочное устойчивое и эффективное развитие, позволяет бизнесу быть успешным. «Доказательством является, например, то, что инвестиции ESG-ориентированных фондов являются гораздо более выгодными по сравнению с традиционными. ESG-повестка пришла к нам по итогам утверждения ООН целей устойчивого развития, но в настоящий момент она адаптируется под запросы российского бизнеса и ценна тем, что обеспечивает устойчивое развитие не только бизнеса, но и позиционирование на финансовом рынке. На этом фоне идея развития бизнеса в соответствии с международными практиками экологического, социального и корпоративного управления поддерживается большинством представителей электроэнергетического сектора. Важность темы осознается на государственном уровне. Например, последними распоряжениями правительства России до 2035 г. продлеваются механизмы поддержки возобновляемой энергетики. С этой точки зрения следование ESG‑стандартам в части управления выбросами парниковых газов и вредных веществ, обеспечения энергоэффективности и энергосбережения позволяют компаниям соответствовать требованиям и ожиданиям регуляторов, повысить конкурентоспособность на рынке. Уверен, что после окончательной адаптации повестки под требования российского рынка и нужды производителей ESG-повестка продолжит активное развитие на институциональном уровне и практическом применении, несмотря на необходимость инвестиций», — прокомментировал Антон Зубков.

Пресс-служба ПАО «МТС» рассказала ComNews, что компания продолжает реализацию утвержденной ESG-стратегии. «Традиционно мы уделяем большое внимание аспектам, обеспечивающим устойчивость как бизнеса МТС, так и социальную устойчивость локальных сообществ на территориях деятельности компании. Эти направления сохраняют актуальность и в текущий момент. МТС системно реализует специальные социальные и экологические программы для различных групп стейкхолдеров — например, программа «Знаем лично» в поддержку малого предпринимательства, программа «Поколение М» для развития детей в регионах РФ, экопросветительские проекты. Компания также развивает решения для цифровизации различных сфер жизни людей, например технологичные решения для умного дома, для умного города, приложения для well-being, и оптимизации бизнес-процессов предприятий при помощи технологий Big Data, IoT, Clouds, что в конечном счете позволяет нашим клиентам экономить ресурсы, вести свою деятельность более осознанно и экологично, повышать устойчивость и конкурентоспособность своего бизнеса», — сообщила пресс-служба оператора.

Пресс-служба Сбера прокомментировала: «Мы гибко адаптируемся к текущей ситуации, но неизменной остается наша приверженность своим главным ценностям: мы продолжаем поддерживать клиентов и работать согласно ESG-принципам. Именно на эти цели и направлен инструментарий зеленого финансирования — для повышения устойчивости нашей экономики и модернизации производства».

Генеральный директор Amethyst Capital (инвестиционная компания, созданная для развития строительных ИT-стартапов) Андрей Тян отметил, что ESG-принципы позволяют компаниям развивать устойчивую коммерческую деятельность, базирующуюся на ответственном отношении к окружающей среде, высоком качестве корпоративного управления и высокой социальной ответственности. «В отрасли, в которой работает наша компания, ESG-повестка и ее критерии также имеют большое значение, ведь строительная индустрия учитывает все современные запросы, в том числе экологическую повестку и сознательное отношение к ресурсам. В целом стройотрасль более традиционна и медленнее примеряет на себя текущие тренды, но, поскольку мы работаем с передовым сегментом ИТ и цифровизацией, эти тренды внедряются и в нашей стране. Возможно, это происходит медленнее из-за законодательной базы и более высокого cap rate (capitalization rate — показатель для оценки инвестиций в недвижимости), но с каждым годом компании будут уделять все больше внимания трендам ESG. Я считаю, что повестка будет актуальна даже в случае ухода российских компаний с иностранных бирж, ведь уже внедренные практики продолжают работать и на российском рынке. Что касается того, важно ли для инвесторов развитие ESG-повестки организациями, зависит от самой компании и ее фокуса. Безусловно, если в зоне внимания инвестора будет два равноценных и прибыльных бизнеса, один из которых будет придерживаться ESG-повестки, инвестиции скорее уйдут к зеленым технологиям. В целом мы видим, что тенденция на поддержку ESG-практик есть и большое количество стартапов сегодня разворачивают проекты в этой сфере», — сообщил Андрей Тян.

Источник