Развитие высоких технологий неизбежно отражается на всех сферах жизни общества. В связи с этим развивается цифровое право. Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» стал своевременной мерой, которая может улучшить юридические условия для разработки и внедрения инноваций.
Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций: предыстория
Необходимость принятия специализированного закона для бизнеса, работающего в области цифровых технологий, назревала давно. До того, как специалисты Минэкономразвития разработали экспериментальные правовые режимы в нынешнем виде, были проведены попытки установления специального налогового режима в некоторых регионах. Весной 2018 года Банк России в рамках регулятивной площадки исследовал возможность запуска инновационных финансовых услуг в рамках максимально упрощенной процедуры.
Что такое экспериментальный правовой режим?
Экспериментальным правовым режимом (ЭПР) называется возможность отменять действие норм общего регулирования на определенной территории и временно устанавливать вместо них специальные правила. Таким образом государство стимулирует развитие стратегически важных отраслей экономики, создавая благоприятные условия для разработки и интеграции продуктов и услуг в сферах, где используются цифровые инновации.
В чем суть данного режима?
Государство делает послабления в правовом регулировании, чтобы компании смогли использовать на практике свои инновационные разработки. Освободившись от ограничений, предприниматели получают инструменты для апробации новых технологий и внедрения улучшений в существующие продукты.
Каким законом регулируются экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций?
Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций регулируются Федеральным законом № 258-ФЗ от 31.07.2020 г. Документ разработан Минэкономразвития и вступил в силу 28 января 2021 года. На сайте министерства сообщается, что «впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего, инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность)».
По каким направлениям установлен экспериментальный правовой режим?
«Закон об инновациях» распространяется на ограниченное число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Экспериментальный правовой режим допустим в следующих сферах (в скобках приведены примеры функционирования цифровых инноваций):
- медицина (телемедицина), фармацевтика;
- транспорт (создание и использование транспортных средств с разной степенью автономности);
- сельское хозяйство (рационализация существующих процессов за счет применения искусственного интеллекта и робототехники);
- финансовая деятельность (различные сервисы онлайн-платежей);
- электронная коммерция (виртуальные торговые площадки и образовательные ресурсы);
- архитектура и строительство (возведение и реконструкция зданий с использованием передовых технологий);
- предоставление госуслуг и контрольно-надзорная деятельность (аналитика на основе Big Data);
- промышленность (корпоративные базы данных, системы защиты информации);
- связь (разработка программного обеспечения).
Правительство РФ может определять иные направления, где допустимо применение особого правового режима.
Технологии
Для установления экспериментального правового режима по перечисленным направлениям необходимо применение следующих технологий:
- Работы с большими данными;
- Робототехники и сенсорики;
- Систем распределенного реестра;
- Беспроводной связи;
- Квантовые;
- Производственные;
- Виртуальной и дополненной реальности;
- Промышленного интернета (интернет вещей);
- Нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта;
- Отраслевые цифровые технологии.
Необходимые условия
Изменять общее регулирование, установленное на уровне федеральных законов, можно только в случае, если федеральные законы это позволяют. На данный момент изменения, необходимые для установления ЭПР, внесены в следующие федеральные законы:
- О безопасности дорожного движения;
- Воздушный кодекс Российской Федерации;
- Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- О связи;
- О персональных данных;
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (№ 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года);
- О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Плюсы экспериментального правового режима для бизнеса
Благодаря правовому эксперименту компании и ИП получают большую свободу действий. Бизнес может наглядно показать государству эффективность инновационных товаров и услуг. Если инициатива окажется удачной, то временное регулирование станет всеобщим у будет распространяться на всю территорию РФ.
Специальные обязанности субъектов экспериментального правового режима
Субъекты данного режима имеют специальные обязанности:
- информировать лиц, которые хотят вступить с ним в правоотношения, об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций;
- вести реестр лиц, которые вступают с ними в правоотношения в рамках режима;
- уничтожать персональные данные, полученные в результате обезличивания, при прекращении статуса субъекта ЭПР;
- рассматривать поступающие жалобы от лиц, чьи права и интересы нарушены в связи с экспериментальными правовыми режимами.
Период действия экспериментального правового режима
ЭПР может действовать не более 3 лет. У Правительства РФ есть полномочия для продления срока на 12 месяцев при наличии обоснованной просьбы субъекта.
Кто может инициировать установление ЭПР?
Инициаторами могут быть:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- государственные органы;
- органы местного самоуправления.
Инициаторы ЭПР становятся субъектами экспериментального правового режима. Иные лица могут присоединяться к уже установленным режимам и становиться субъектами по заявкам.
Как бизнесмену стать участником экспериментального правового режима?
На первом этапе юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который хочет принять участие в ЭПР, нужно убедиться в соответствии законодательным требованиям для участия в конкретном режиме. Например, вы можете пройти наш экспресс-тест и узнать, позволяют ли вам действующие нормы законодательства стать участником правового эксперимента в области разработки и внедрения технологий ИИ в Москве.
Есть два варианта как участвовать в экспериментальном правовом режиме – инициировать новый или присоединиться к действующему экспериментальному режиму.
Если представитель бизнеса хочет инициировать новый экспериментальный правовой режим, он должен:
- разработать проект программы ЭПР;
- описать суть экспериментальной инновации;
- указать, какие правовые нормы мешают внедрению разработок;
- обосновать предложение с точки зрения пользы для общества.
Пакет подготовленных документов передается на рассмотрение уполномоченному органу — Минэкономразвития или Банку России (если проект принадлежит к категории «Финансовый рынок»).
В статье 9 закона № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» детально описывается процедура рассмотрения инициативного предложения. На оценку проекта чиновникам отводится 15 рабочих дней.