Skip to main content

Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило доклад о развитии мировой электроэнергетики Electricity Market Report.

После небольшого падения в 2020 году мировой спрос на электроэнергию вырос на 6% в 2021 г. Это самый большой за всю историю годовой прирост в абсолютном выражении (более 1500 ТВт*ч) и самый большой рост в процентном выражении с 2010 года после финансового кризиса.

Около половины глобального роста приходится на Китай, где спрос увеличился примерно на 10%.

Мировой спрос на электроэнергию увеличился благодаря быстрому восстановлению экономики в сочетании с более экстремальными погодными условиями, чем в 2020 году, включая более холодную, чем в среднем, зиму. Наибольший вклад в рост спроса внесла промышленность, за ней следуют коммерческий сектор и сектор услуг, а затем жилой сектор.

Больше половины прироста мирового потребления электроэнергии обеспечили угольные электростанции. Производство электроэнергии на основе угля достигло исторически рекордного уровня, увеличившись на 9%, что является самым быстрым темпом с 2011 года, чему способствовал чрезвычайно высокий спрос на электричество и конкурентоспособность угля на некоторых рынках по сравнению с природным газом. На верхнем графике хорошо виден ренессанс угольной энергетики.

Выработка электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии выросла значительно, на 6%, несмотря на то, что рост был ограничен неблагоприятными погодными условиями (в частности, для гидроэнергетики). Газовая генерация выросла на 2%, а атомная — на 3,5%, почти достигнув уровня 2019 года.

Выбросы CO2 в электроэнергетике выросли почти на 7%, достигнув рекордного уровня.

Повышенный спрос на ископаемые виды топлива в сочетании с ограничениями в поставках привел к дефициту и высоким ценам на энергоносители. Из-за особенно высоких цен на газ в Европе и его 20-процентной доли в структуре генерации средние оптовые цены на электроэнергию в четвертом квартале 2021 года были более чем в четыре раза выше, чем в среднем за 2015–2020 годы.

МЭА ожидает, что в 2022–2024 годах быстрый рост возобновляемых источников энергии позволит почти полностью покрывать прогнозируемый умеренный рост потребления. Ожидается, что среднегодовой рост спроса на электроэнергию составит 2,7%, но пандемия Covid-19 и высокие цены на энергоносители обусловливают неопределенность прогнозов.

Ожидаемый рекордный рост выработки на основе возобновляемых источников энергии (в среднем на 8% в год) должен обеспечить более 90% роста спроса в течение указанного периода. Также прогнозируется, что за тот же период производство атомной энергии будет расти на 1% ежегодно (что соответствует 4% роста мирового потребления).

В результате замедления роста спроса на электроэнергию и значительного расширения мощностей возобновляемой энергетики в ближайшие годы производство электроэнергии на основе ископаемого топлива в целом останется на прежнем уровне. МЭА прогнозирует, что угольная генерация сократится, но незначительно, поскольку поэтапный отказ от угля и снижение его конкурентоспособности по сравнению с природным газом на таких рынках, как США и Европа, будет компенсировано ростом в Китае и Индии.

На Китай приходится более половины глобального потребления угля, поэтому перспективы угольной промышленности зависят главным образом от политики этой страны. В апреле 2021 года китайский президент Си Цзиньпин заявил, что Китай будет строго контролировать проекты по производству электроэнергии на основе угля, строго ограничивать рост потребления угля в течение 14-й пятилетки (2021-2025) и постепенно сокращать его в период 15-й пятилетки (2026-2030).

Прогнозируется, что генерация на основе газа в мире будет ежегодно расти примерно на 1%.

Сегодняшние меры политики (регулирования) недостаточны для сокращения выбросов. По прогнозу Агентства, выбросы в электроэнергетике останутся примерно на одном уровне в течение рассматриваемого периода, хотя они должны резко снижаться, чтобы соответствовать сценарию нулевого баланса выбросов МЭА к 2050 году.

Источник