Отрасль возобновляемой энергетики активно развивается по всему миру. Многие страны уверенно переходят на чистые источники энергии и намерены придерживаться этого вектора в ближайшие годы. Россия пока в начале зеленого пути и рассчитывает достичь амбициозных целей в течение ближайших десятилетий. Что для этого делается уже сейчас, обсудили представители отрасли.
В начале пути к амбициозным целям
«Сегодня на долю ТЭКа приходится 34% всех выбросов по Российской Федерации — неудивительно, что данной проблематике уделяется большое внимание. Мы провели объемную работу с коллегами из Минэкономразвития РФ, разобрались, что нужно поменять, чтобы достичь целевых показателей, обозначенных Президентом, — отметил директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов на заседании секции по законодательному регулированию распределенной энергетики и ВИЭ при Комитете Госдумы по энергетике под руководством первого заместителя председателя Комитета Валерия Селезнева. — На данный момент по «безуглеродке» у нас вырабатывается 48% всей электроэнергии. На ГЭС — 20,2%, АЭС — 20,3%, ВИЭ — 0,3% электроэнергии, которая сейчас поставляется потребителям.
По нашим оценкам, к 2050 году мы можем достичь доли безуглеродных источников до 56,5%. Это та целевая величина, которая в области электро- и теплоэнергетики позволит зафиксировать общую величину СО2. 56,5% будут формироваться следующим образом: на долю ГЭС будет приходиться 19%, АЭС — 25%, ВИЭ — 12,5%, газа — 40%, доля угля к 2050 году постепенно снизится до 4,5%. Одним из ключевых параметров является рост потребления, который закладывается в те же даты — 2030–2050 годы. Пока мы немного расходимся в объемах, но в данный момент отталкиваемся от величины 40,6%. В этом плане декарбонизация будет происходить за счет увеличения электрификации. То есть все, что можно покрыть чистой энергией и когенерацией, будет покрыто ими».
Самой затратной, по словам спикера, является история с угольной генерацией — по оценкам ведомства, из эксплуатации будет выведено порядка 22 ГВт такой генерации.
«Мы отталкивались, скорее, от срока службы станции, — поясняет Андрей Максимов. — Планируем, что это будет плавный процесс — замена на ВИЭ и на газовую генерацию».
Представитель Минэнерго подчеркнул, что 12,5% генерации, или 188 млрд кВт•ч, прогнозируемые к 2050 году, будут обеспечиваться вводом мощностей ВИЭ порядка 97,4 ГВт — это совокупная величина, которая намечена к данному сроку. Немаловажный нюанс: в этот объем входят все ВИЭ, кроме ГЭС.
«На сегодня у нас есть первая программа отобранных объемов, которые строятся, 3,5 ГВт введены. В рамках второй программы за счет снижения величины капексов, по нашим прогнозам, будет введено еще 8–9 ГВт. Заодно будет решен вопрос и с точки зрения увеличения локализации производства оборудования, и с точки зрения экономических оценок — при каких параметрах это оборудование будет работать с теми или иными мерами поддержки.
Пока мы с коллегами выходим на разные даты достижения сетевого паритета, когда ВИЭ-генерация будет равнодоходна с другими видами и типами генерации. При этом нужно учитывать, что у другой генерации не все объемы продаются по конкурентным отборам. И по новой генерации везде идут механизмы поддержки в виде ДПМ в части модернизации и новых строек».
Что касается регулирования тарифов ВИЭ в целом и регулирования тарифов в труднодоступных и изолированных территориях, в частности, это, по словам заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Сергея Дудкина, самая динамично развивающаяся область тарифного регулирования в настоящее время.
«В 2021 году приняты два постановления Правительства на эту тему: Постановление № 1169 от 12 июля и Постановление № 1852 от 29 октября. Сегодня предусматривается абсолютно новый подход к регулированию тарифов: если речь идет о тарифах на электроэнергию на розничном рынке, производимую на объектах ВИЭ, для тех объектов, которые отбираются на конкурсной основе после 1 января 2021 года, долгосрочная регулируемая цена устанавливается на уровне цены, предложенной победителем конкурса», — подчеркнул Сергей Дудкин.
Стратегия получилась верхнеуровневая. Что это значит?
И. о. директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Андрей Чайка напомнил, что в октябре утверждена Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Работа над документом шла нелегко, дискуссии продолжались в течение двух лет. Задача на ближайшую перспективу — синхронизировать отраслевые стратегии с этим документом.
«Стратегия получилась очень верхнеуровневая и детально не описывает, что будет происходить с отраслью ВИЭ. Это обусловлено в том числе ограничением исходных данных. К примеру, на данный момент мы не можем уверенно говорить про потенциал ВИЭ: сколько гигаватт по стране по каким категориям у нас теоретически есть, — комментирует представитель Минэка. — Когда мы готовили эту стратегию, столкнулись со странной ситуацией — таких оценок нет. Имеющиеся оценки, по большому счету, экспертные, их в стратегии не приведешь, поскольку они либо даны иностранными экспертами, либо очень старые, либо по понятным причинам никем не подтверждаются».
Как справедливо отметил директор АРВЭ Алексей Жихарев, проекты стратегии, обсуждаемые до ее принятия, были более подробными, чем итоговый документ. В частности, он не содержит приложений с конкретными цифрами и метриками, которые можно было бы в дальнейшем мониторить и отслеживать, но тем, может быть, и интереснее тот фронт работ, который предстоит определить до 2050 года.
«По генерации мы готовы взаимодействовать с коллегами, у нас вся эта база есть. По потенциалу ВИЭ вопрос действительно открыт. Мы планируем в том числе вместе с Минэнерго и с Системным оператором провести анализ потенциала природных возобновляемых источников и обозначить его на карте. Но именно природный потенциал у нас, скорее, безграничный. Надо концентрироваться на техническом или экономическом потенциале, который мы и положим на карту, — подчеркнул Алексей Жихарев. — В части мер поддержки зеленой отрасли, на мой взгляд, стоит сделать акцент на специальных механизмах финансирования, то есть облигациях и займах.
Еще одна важная тема, упоминаемая в Стратегии, — обеспечение доступа к мировым рынкам устойчивого финансирования. На недавней климатической конференции в Глазго обсуждалось, что климатические или зеленые проекты необходимо вывести из-под любых международных санкций. Важно провести эту работу на государственном уровне — таким образом, нам удастся существенно повысить объем финансирования любых зеленых проектов, и ВИЭ здесь не исключение».
Вместе с тем, спикер убежден, что введение национальной системы сокращения выбросов СО2 и появление цены за выбросы углерода снимет значительную часть вопросов относительно паритета между зеленой и традиционной генерацией.
«Как только мы начнем учитывать при ценообразовании цену СО2 или других вредных выбросов, достаточно быстро выйдем на паритет традиционной и возобновляемой энергетики. По некоторым проектам паритет уже достигнут, последний отбор это продемонстрировал, — заметил Алексей Жихарев. — Кроме того, в Стратегии упомянут важный сектор — создание экспортоориентированного сектора производства водорода. Но там мы почему-то видим акцент только на производство водорода за счет углеводородного сырья.
В данный момент мы занимаемся разработкой проекта программы поддержки безуглеродной водородной энергетики и считаем важным учесть ВИЭ в будущем водородной генерации. И исходя из роста спроса именно на зеленый безуглеродный водород, считаем необходимым отразить это, возможно, в очередной поправке в документ.
Этот сектор сможет обеспечить дополнительный ввод возобновляемой генерации в совершенно безграничных объемах. Если смотреть концепцию развития водородной энергетики, можно говорить о дополнительных мощностях в объеме более 100 ГВт до 2035 года. Еще одно предложение, которое сможет серьезно простимулировать развитие зеленой энергетики и снижение углеродного следа нашей генерации, это взаимодействие сектора электротранспорта и ВИЭ.
Как мне видится, факт развития электротранспорта без каких-либо требований и обязательств относительно потребления таким транспортом низкоуглеродной энергии, сам по себе не несет никакого эффекта в части снижения негативных выбросов. Можно подумать о введении требований относительно электрозарядной инфраструктуры в части заключения двусторонних договоров именно с сектором ВИЭ».