Стратегия развития транспортной отрасли России, утвержденная правительством в конце ноября 2021 года, содержит несколько цифровых проектов и связанных с ними планов.
Среди прочего в документе говорится о внедрении различных цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS).Названы цифровые проекты, которые вошли в стратегию транспортной отрасли России
Стратегия определяет следующие направления развития цифрового компонента транспортной отрасли:
- повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
- развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
- повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
- повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.
По мнению авторов инициатива, реализация указанных ИТ-проектов в сфере транспорта является способом обеспечить следующие результаты:
- рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
- увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
- сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
- сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.
Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.[1]
В конце ноября 2021 года Правительство РФ утвердило транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Документ предполагает инвестиции, превышающие 60 трлн рублей. Большая часть этих средств до 2024 пойдет на железные и автомобильные дороги.
![]() | Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм, — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина. | ![]() |
По его словам, эта стратегия в полной мере учитывает все поставленные президентом РФ Владимиром Путиным задачи по ускорению социально-экономического развития страны и достижению национальных целей. Мишустин также перечислил основные цели новой инициативы:
- повышение мобильности населения;
- развитие внутреннего туризма;
- увеличение объема и скорости грузоперевозок;
- транзита грузов;
- обеспечение транспортной доступности территорий;
- ускоренное внедрение технологий;
- низкоуглеродная трансформация отрасли.
В части пассажирских перевозок предполагается, что к 2035 году транспортная доступность магистральной инфраструктуры на общественном транспорте в рамках единого транспортного пространства не будет превышать двух часов. Доля поездок на общественном транспорте в крупнейших агломерациях по сравнению с 2019 годом увеличится на 15%. Активное внедрение цифровых сервисов увеличит к 2035 году долю пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, до 80%.
По словам главы кабмина, в рамках проекта в России построят высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта, проведут серьезную модернизацию аэродромной инфраструктуры, а также начнут активнее использовать внутренние водные пути.[2]