Skip to main content

Проект за­кона «О про­мыш­ленных дан­ных», дис­куссию о ко­тором Ми­нэнер­го Рос­сии на­чало в июне 2021 г., взбу­дора­жил на­дот­расле­вые кру­ги. Учас­тни­ки рын­ка Big Data выс­ка­зывают сом­не­ние в необ­хо­димос­ти их ре­гули­рова­ния в жес­ткой фор­ме за­кона, а так­же в ос­мыслен­ности вы­деле­ния про­мыш­ленных дан­ных в осо­бую ка­тего­рию. Так, Ас­со­циа­ция боль­ших дан­ных убеж­де­на, что пром­данные не имеют прин­ци­пиаль­ных от­ли­чий от иных ви­дов Big Data.

Новый виток дискуссии по этой теме произошел в ходе панельной дискуссии «Применение технологии больших данных в энергетике», которую в конце прошлой недели провела информационная группа ComNews при поддержке ассоциации «Цифровая энергетика» и Ассоциации больших данных. Впервые Минэнерго сообщило об этом законопроекте на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 г. (см. новость ComNews от 10 июня 2021 г.).

Во вступительном докладе в начале панельной дискуссии заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин напомнил о проблематике: «Еще недавно Big Data ассоциировались с социальными сетями, агрегаторами или банками. Но отрасль ТЭК уже тоже находится в авангарде: одно крупное месторождение может генерировать информацию в объеме до 3 Пбайт в сутки. Следующий шаг, который нам предстоит сделать, — масштабировать эти данные и использовать их для повышения эффективности в нашем сегменте рынка». По словам Павла Сорокина, на этом пути есть барьер: в России отсутствует нормативное регулирование работы с промышленными данными, и само это понятие не зафиксировано. «Это сильно отличает промданные от персональных данных, по которым в законодательстве четко прописаны ответственные за их защиту, сроки хранения, категорирование, есть полное понимание, как они собираются и для чего могут использоваться», — отметил замминистра энергетики.

Он сообщил, что Минэнерго, совместно с Минцифы и Минпромторгом, подготовило проект федерального закона «О промышленных данных», который сейчас проходит внутренние согласования. «В силу того, что это инновационная сфера, есть много вопросов, которые нужно обсудить с общественностью и бизнесом, но мы рассчитываем, что закон будет принят и эта регуляторика позволит упростить обмен данными, создать этот рынок в России и помочь компаниям получать синергию», — заявил Павел Сорокин. По его данным, только в российском нефтегазе обмен данными может привести в ближайшие 10 лет к увеличению добычи на 150-200 млн тонн (а это до 40% объема добычи всей РФ), а также к снижению издержек отрасли на 300 млрд руб.

Мировые аналитики прочат бурный рост в секторе Big Data и бизнес-аналитики. Так, агентство Global Industry Analysts Inc. подсчитало, что в 2020 г. его объем составил $130,7 млрд, а к 2026 г. прогнозирует увеличение до $234,6 млрд. Фирма Statista Inc. более оптимистична: по ее оценке, рынок Big Data и бизнес-аналитики перешагнул порог $130 млн еще в 2016 г., в 2021 г. Statista ожидает его увеличения до $215,7 млрд, а в 2022 г. — до $274,3 млрд.

Председатель правления ассоциации «Цифровая энергетика», заместитель гендиректора, руководитель блока корпоративных и имущественных отношений ПАО «Интер РАО» Тамара Меребашвили, ссылаясь на данные Boston Consulting Group, отметила, что в топ-5 стран по инвестициям в Big Data и бизнес-аналитику входят США, Япония, Великобритания, Китай и Германия. В России объем этого рынка в 2019 г. составил 45 млрд руб., увеличившись на 12% за предыдущие пять лет.

«В России большие данные активно используют банки, ретейл и телеком — энергетических компаний в этом списке нет. При этом у энергетиков почти нет данных о людях: мы располагаем данными о потребляемых ресурсах, о работе оборудования и т.п. Отсюда и пошла идея подготовки законопроекта именно о промышленных данных», — пояснила Тамара Меребашвили.

Президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова подчеркнула, что данные — это не правовое явление, а технологическое. «Регулировать законами технологии — тупиковый путь, — убеждена она. – АБД создана именно для того, чтобы не допустить жесткого регулирования в этой сфере». Анна Серебряникова напомнила, что Ассоциация больших данных и Институт развития интернета инициировали создание отраслевого акта саморегулирования, фиксирующего основные принципы работы с данными, — Кодекса этики использования данных. Как отмечает Аналитический центр при правительстве РФ, этот кодекс является основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. По информации АБД, к Кодексу этики использования данных уже присоединились 36 компаний, включая «Ростелеком», МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», Газпромбанк, Тинькофф Банк, ВТБ, Сбербанк, КИВИ Банк, Mail.Ru Group (VK), «Яндекс», «Газпром-медиа Холдинг», «Эвотор ОФД», «СерчИнформ» и др.

Заместитель директора Института права цифровой среды Высшей школы экономики Михаил Якушев также высказался за недопущение избыточного регулирования. «Закон может быть принят, чтобы защитить слабую сторону. С позиций закона «О персональных данных» такой стороной является человек, — сообщила Анна Серебряникова. — Большие данные являются деперсонифицированными и могут создавать возможности для повышения эффективности бизнеса. Мы создали в АБД «песочницу» данных и изучаем с ее помощью, как можно обогащать данные, не обмениваясь ими. На старте этого проекта непонятно, кто тут является слабой стороной и почему». При этом президент АБД высказалась за расширение сотрудничества ассоциации с энергетиками и другими отраслями реального сектора.

Независимый эксперт от отрасли Дарья Козлова подчеркнула, что компаниям в топливно-энергетическом комплексе уже не хватает собственных данных, а юридические основы для получения данных у коллег по рынку отсутствуют. «Существует закон «О коммерческой тайне», но он не касается данных», — добавила она.

Дарья Козлова сослалась на практику Европы, в которой с 2020 г. разрабатывается закон об управлении данными — Data Governance Act. 1 октября 2021 г. страны — члены ЕС согласовали текст этого документа и переговорную позицию (мандат) для переговоров Совета Европейского союза с Европарламентом (финальный текст закона должны утвердить обе стороны). «Этот закон не обяжет никого делиться своими данными, но для тех, кто хочет сделать свои данные доступными для определенных целей, создает безопасный и простой способ сделать это и сохранить контроль», — заявил президент Совета ЕС, министр государственного управления Словении Боштьян Коритник.

В пояснительной записке Совета ЕС к этому закону говорится, что обмен данными между компаниями может принимать форму услуг цифровых платформ. «Используя эти услуги, компании смогут обмениваться своими данными, не опасаясь их неправомерного применения или потери конкурентных преимуществ», — указано в пояснительной записке.

Заместитель начальника отдела цифровой трансформации в топливных секторах Департамента сводной госполитики и цифровой трансформации Минэнерго Камиль Аминов заявил: «Промышленные данные — одна из составляющих Big Data; их объем измеряется единицами и десятками Пбайт. Закон о промданных создается не для того, чтобы вытаскивать данные из компаний — они сами в этом заинтересованы, в частности, для оптимизации использования оборудования». Камиль Аминов заверил участников панельной дискуссии, что «никто не собирается создавать вторую ГИС ТЭК». «Минэнерго, наравне с другими участниками рынка, сможет подключиться и, в обмен на государственные данные, будет получать данные от коммерческих игроков», — обрисовал перспективу Камиль Аминов.

Операционный директор «Яндекс.Облако» Олег Коверзнев посетовал, что в энергетике очень велика роль корпоративных служб информационной безопасности. «Ретейл и даже банки научились строить индустриальные платформы данных на базе технологических. В российском ТЭК до этого еще далеко, хотя, например, у Amazon Web Services (AWS) в разделе «Энергетика» есть и ExxonMobil, и BP, и Shell, и Halliburton». «Отрасль ТЭК очень закрытая, каждая корпорация в ней — это государство в государстве, и у каждой есть своя ИТ-компания», — подтвердил Камиль Аминов.

«Я не понимаю, что даст закон о промышленных данных — ни мне как провайдеру, ни энергетическим компаниям, — высказал сомнения руководитель продуктов направления «ЖКХ/Энергетика» ПАО «МТС» Алексей Барбетов. — Достаточно подписать соглашение о неразглашении (NDA)». Дарья Козлова возразила на это, что прямые договоренности в отрасли не получаются из-за отсутствия доверия между участниками. «Закон нужен именно для того, чтобы создать понятные правила взаимодействия сторон при передаче данных», — подчеркнула она.

«Мне все же ближе невидимая рука рынка, — не согласился Алексей Барбетов. — Если провайдер сможет убедить владельца данных в безопасности их передачи, все случится». В качестве примера такого успешного взаимодействия он привел сотрудничество МТС с Башкирской электросетевой компанией (АО «БЭСК»). МТС разработала для БЭСК программную платформу по анализу больших данных с приборов учета для поиска коммерческих потерь.

«Минэнерго является драйвером законопроекта о промданных, но эта тема шире, чем ТЭК. Поэтому нужно вовлечь в дискуссию и другие ФОИВ», — резюмировала Тамара Меребашвили. «Ваше предложение уже поддержано правительском, — отозвался Камиль Аминов. — Выпущено поручение трем министерствам — Минцифры, Минпромторгу и Минэнерго — проработать этот законопроект». Все детали взаимодействия участников рынка при обмене данными, по его словам, будут отражены в подзаконных актах, которые будут создаваться позднее: сейчас приоритетом является принятие федерального закона о промданных.

Источник