Завершена восьмимесячная работа правительства по созданию «инициатив социально-экономического развития»: 42 инициативы Белого дома на 2021–2024 годы представлены в понедельник, 19 июля, президенту. Программа инициатив стоимостью 504,8 млрд руб. федерального финансирования и 232 млрд руб. средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) — предлагаемый правительством Михаила Мишустина план достаточно быстрых, за три-четыре года, видимых изменений в положении дел в России в самых разных сферах — от среднего профессионального образования и развития медицинской науки до беспилотного судовождения и передовых инженерных школ.
На совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Мишустин и вице-премьеры представили результат одной из самых сложных программ по планированию последних лет. Работа над отбором инициатив (всего их 42, на старте процесса их было около 250) шла с 2020 года в «полузакрытом» режиме: Белый дом в Координационном центре правительства РФ, во властных кругах более известном как «бункер», провел чуть менее тысячи совещаний, основной задачей которых было обсуждение того, какие проекты развития правительство готово инициировать на период 2021–2024 годов помимо уже ведущейся работы по национальным целям развития, нацпроектов, госпрограмм и текущей работы исполнительной власти. Главные критерии отбора инициатив — эти проекты должны быть исполнимы в короткие сроки с видимым результатом (или по крайней мере с быстрым стартовым результатом), они должны быть значимыми и важными для общества, они должны соответствовать ранее полученным отзывам и запросам граждан в системах обратной связи, они не должны дублировать уже ведущуюся во власти работу, быть частью национальных целей развития. Подготовка инициатив не скрывалась (см. “Ъ” от 24 февраля и 14 апреля), но подробно не освещалась.
Для практики работы власти в России речь идет о необычном предприятии. Напомним, ранее правительство пыталось решать задачи социально-экономического развития другим способом: или через объявление системных реформ, затрагивающих и госфинансы, и налоговую систему, и способы госуправления (административная реформа 2011 года, создание Фонда национального благосостояния), или через системные планы развития («Стратегия-2020» в двух версиях, госпрограммы, национальные цели развития), или через проектный подход (нацпроекты в двух версиях).
42 инициативы будут полностью вписываться в созданную и сейчас реформируемую правительством Мишустина систему стратегического планирования.
Но сами по себе это публичные обязательства правительства обществу по достижению осязаемых целей госуправления в относительно короткий срок — кроме того, они призваны в этом качестве стать проектами, связующими и конкретизирующими в краткосрочном моменте планы по достижению национальных целей, нацпроекты, госпрограммы и отраслевые программы развития.
При этом Белый дом не меняет принципиально ни структуру бюджета (суммы в 150–180 млрд руб. в год, до 0,2% ВВП, на макропоказатели не влияют никак), ни налоги, ни практики, речь идет о том, что легко проверяемо по результату (инициативы устроены так, что они или исполняются, или нет) и имеет смысл и ценность для больших групп избирателей. С учетом внебюджетного финансирования, денег инвесторов и институтов развития сумма выше — 4,6 трлн руб. за четыре года, или дополнительно около 1% ВВП, из них 736 млрд руб.— федеральные. Но для команды Белого дома это не «макроэкономическая» программа, ее исполнение во многом призвано изменить имидж исполнительной власти и власти в целом в глазах общества (в том числе для того, чтобы расширить ресурс возможностей власти — сейчас взаимоотношения власти и общества в РФ таковы, что часть этих ресурсов недоступна), но каждая из 42 инициатив рассматривается как ценная сама по себе.После отбора через «сито» совещаний и бюджетных оценок (многие проекты не прошли именно через него — одним из условий был ограниченный бюджет и отказ от изменения налогов) осталось пять крупных «блоков» инициатив.
Крупнейший из них — социальный: в нем десять проектов общей стоимостью 236,8 млрд руб. без инвестиций ФНБ. В их числе вице-премьер Татьяна Голикова выделяет проект «Пушкинская карта» (бесплатное посещение молодежью культурных учреждений, 17 млн участников), «Социальное казначейство» (слияние ПФР и ФСС в 2023 году, унификация системы страховых взносов, цифровизация всех систем господдержки) и «Профессионалитет» (новая система среднего профессионального образования), среди инициатив также поддержка креативных индустрий, меднауки и санитарного контроля, массового спорта и миграции.
Второй по размеру «блок» — «Технологический рывок»: это в основном меры отраслевой поддержки (в том числе программа создания малых атомных реакторов, полигонов водородной энергетики, автономного судовождения, электромобилей, агронауки), впрочем, для рынков, видимо, более важны такие проекты под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, как платформа университетского технологического предпринимательства и поддержка передовых инженерных школ. Этот блок стоит 130,5 млрд руб. и 118,7 млрд руб. инвестиций ФНБ.
По словам первого замглавы Минэкономики Андрея Иванова, задача цифровой экосистемы — работа с данными каждого отдельного предприятия для трансформации модели управления, повышения рентабельности и гибкости бизнеса в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
«Важно, что это все происходит без создания собственных вычислительных мощностей на предприятии и без формирования под эти цели огромного штата»,— добавляют в Минэкономики. Впрочем, такая открытость данных вызывает опасения у части рынка. «Есть страх, что конкуренты воспользуются информацией»,— объясняет вице-президент РСПП Сергей Мытенков, признавая при этом, что внедрять прорывные технологии для реального роста в одиночку невозможно из-за потребности в огромных инвестициях. Кроме того, системы повышения производительности уже используются зарубежными компаниями. «Экосистема должна выявлять слабые места в производстве и корректировать производственный процесс. Мы рассчитываем, что это решит проблему низкой производительности российской экономики»,— констатирует он. Глава профильного департамента ведомства Александр Молодцов в ответ на опасения заверяет, что система не предназначена для сбора информации с предприятий для государства, а необходима бизнесу. «Мы сделаем особый упор на безопасности данных, будут использованы лучшие решения»,— пообещал чиновник.