Skip to main content

Минпромторг разработал стратегию цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности до 2030 г. В нее входит пять направлений развития, среди которых — внедрение отечественного ПО, создание биржи компетенций и национальной системы стандартизации. Однако министерство называет и риски трансформации, среди которых безработица, отток российских кадров в представительства зарубежных компаний и вероятность техногенных аварий. Эксперты также отмечают, что данной стратегии может быть недостаточно.

Минпромторг разработал стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 г. В нее входят пять направлений трансформации, которые в документе, опубликованном на сайте министерства, названы проектами.

Проект «Умное производство» предполагает формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения отечественного программного обеспечения (ПО) и программно-аппаратных комплексов.

В стратегию также включено создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний (проект «Цифровой инжиниринг»). Речь идет о разработке универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции, а также о формировании единых форматов данных (библиотек).

В стратегию входит переход к кастомизированной промышленной продукции и ремонтам по состоянию (проект «Продукция будущего»). В документе речь идет о переходе к модели гибкого конвейерного производства, внедрении технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию».

Проект «Новая модель занятости» предполагает создание биржи компетенций и сервисов, обеспечивающих повышение производительности труда.

Стратегия, в том числе, включает переход к цифровому госуправлению. Имеется в виду оказание услуг господдержки с использованием инфраструктуры цифровых платформ, а также создание межотраслевых моделей данных (дата-сеты для использования предприятиями и ИТ-компаниями).

К каким результатам приведет стратегия

К 1 января 2022 г. Минпромторгом будут сформированы не менее 550 цифровых паспортов системообразующих промышленных предприятий, к концу 2024 г. — не менее 9 тыс. До мая 2022 г. Минпромторг совместно с Минцифры, Минфином, Минэкономразвития и ФАС установят условия допуска иностранного инженерного ПО при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО). До этого времени уже будут внесены изменения в нормативные правовые акты в части установления условий допуска.

Согласно документу, к 2024 г. стратегия приведет к показателям в 30% (к 2030 г. — 50%) высококвалифицированных работников, занятых в промышленности, которые получают заказы с использованием цифровых платформ (маркетплейсов). Также на 25% сократятся затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции и на 45% будет сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей. В 1,5 раза сократятся сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок и на 30% сроки окупаемости инвестиций в российские промышленные предприятия. К 2030 г. промышленное производство будет выпускать не менее 70% высокотехнологичной продукции, а эффективность работы оборудования повысится в два раза и в 2,5 раза снижены затраты предприятий на разработку и вывод продукции.

На момент публикации материала представители Минпромторга не смогли ответить CNews на вопрос о размерах финансирования мероприятий стратегии.

Контролировать реализацию стратегии будет Правительство на основании доклада Минпромторга, говорится в документе.

Среди рисков Минпромторг выделяет, например, социальные, к которым относится сохранение вредных производств, травматизм, скрытая безработица и отток кадров с российских предприятий в зарубежные. Помимо этого, министерством отмечается высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов, что может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию цифровой трансформации промышленности.

Также существуют экономические риски, которые обусловлены «неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний» (низкая прибыльность или убыточность текущего производства), высокой финансовой нагрузкой на компании (практически все компании на данный момент имеют значительные портфели кредитов), сложностью возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости и отсутствием свободных оборотных средств для осуществления программ цифровой трансформации.

С учетом того, что степень износа основных фондов в обрабатывающих отраслях промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде, а также возникновения дополнительных расходов при создании новых и техническом перевооружении старых производств, говорится в документе.

В обрабатывающую промышленность входит черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, пищевая и микробиологическая промышленность, медицинская, а также полиграфическая промышленность.

Источник