Мы живем в эпоху настолько быстрых изменений в технологиях и привычных социальных институтах, что даже не все успеваем фиксировать. Чтобы сохранять лидерство в ключевых для России отраслях и занимать зарождающиеся ниши, нужен технологический прорыв. Он возможен только при максимальной фокусировке всех ресурсов на решении приоритетных научных задач, развитии критически важных технологий.

Для этого нам необходимо ответить на три ключевых вызова научно-технологического развития. Первый — растущая динамика изменений. Скорость появления новых знаний и технологий увеличивается. Мы должны мгновенно отслеживать все перемены и реагировать на них, корректируя наши научные приоритеты. Для этого правительство пересматривает систему формирования научно-технологического прогноза. Сейчас этот прогноз утвержден до 2030 года, он должен обновляться каждые шесть лет. Необходимо создать гибкую и достоверную систему, в рамках которой мы сможем отслеживать в режиме реального времени, как меняются фронтиры мировой науки. А также выделять приоритеты и фокусировать усилия для достижения максимально быстрого результата. Одним из таких приоритетов, например, является развитие искусственного интеллекта. Кстати, и саму систему мониторинга научных разработок ряд экспертов предлагает создать с применением этой технологии.

Второй — превращение наших научных открытий в реальные продукты. Многие перспективные научные заделы застревают в «долине смерти», так и не превратившись в полноценные стартапы и бизнесы. Прикладные научные исследования начинаются в научных институтах и университетах, технологии доходят до лабораторных испытаний, сдаются соответствующие отчеты — и технологическая цепочка прерывается. Технология больше никуда не передается. Наша задача — обеспечить дальнейшее масштабирование продукта и создание мелкосерийного производства, а также выход на российский и международный рынки. С 2019 года у нас реализуется программа по отбору и развитию научно-образовательных центров мирового уровня. На сегодняшний день уже действуют десять таких центров. Перед ними стоит задача развивать технологические проекты, которые смогут стать драйвером развития экономики регионов, стимулом для сохранения и развития человеческого капитала. Также для ответа на этот вызов важны инвестиции и поддержка проектов. Поэтому сейчас мы активно пересматриваем роль и функции институтов развития, чтобы их поддержка была прицельной. Еще одним инструментом станет технологическое предпринимательство. По статистике около 25% всех стартапов рождаются в мировых университетах, в России — только около 3%. У нас есть нераскрытый потенциал. В ближайшее время мы создадим около 100 студенческих стартап-студий. А сегодня уже более чем в 40 университетах реализуется инициатива «Стартап как диплом», когда в качестве дипломной работы выпускники защищают реальный стартап.

Третий вызов — обеспечение высокотехнологичной экономики кадрами с необходимыми компетенциями. Новые бизнесы — это новые рабочие места. Активно меняются и существующие предприятия. Для них необходимы кадры с цифровыми компетенциями. Это значит, нужны обновленные образовательные стандарты и программы, а также обладающие необходимыми живыми компетенциями преподаватели. К 1 сентября Минобрнауки внесет необходимые изменения во все образовательные стандарты. Первокурсники этого года и студенты старших курсов будут учиться по актуализированным образовательным программам. А для повышения квалификации преподавателей запущен опорный образовательный центр на базе университета «Иннополис». Уже в этом году переобучение смогут пройти 16 тыс. человек. Также важным инструментом для поддержки развития наших университетов является программа «Приоритет-2030», утвержденная совсем недавно Правительством. Средства, полученные университетами в рамках этой программы, будут направлены на социально-экономическое развитие регионов, а также на стимулирование науки и инноваций.

Весь комплекс мер позволит нам сформировать эффективную национальную инновационную систему и создать возможности для максимальной самореализации и развития как определившихся, так и ищущих себя студентов, исследователей, ученых и технологических предпринимателей. Именно такую национальную цель развития поставил президент.

Источник