Skip to main content

На прошлой неделе прошло двухдневное виртуальное собрание руководителей крупнейших стран мира («сорока мировых лидеров»), посвящённое вопросам климатической политики — Саммит лидеров по климату (Leaders Summit on Climate).

Посмотрим на его основные итоги.

Как мы рассказывали ранее, Китай взял на себя обязательство начать снижать потребление угля в пятнадцатой пятилетке (2026-2030). Событие важное. В остальном президент КНР ничего принципиально нового не сообщил.

Как ожидалось, Джо Байден выступил с амбициозной климатической программой. США берут на себя обязательство снизить выбросы на 50-52% к 2030 году от уровня 2005 года. Более того, американский президент подтвердил ранее озвученную цель – к 2035 году вся электроэнергетика штатов должна работать без выбросов углерода (carbon pollution-free electricity). С одной стороны, цель представляется недостижимой. Разумеется, учитываются «действующие атомные электростанции» и технологии улавливания и хранения углерода (CCS), о чём Байден прямо упоминает, однако, это всё равно выглядит практически невероятно. Да, США могут без проблем снизить до нуля выработку угольных электростанций к этому сроку, но основным производителем электроэнергии в последние годы стали газовые электростанции. Оснастить сотни гигаватт газовых мощностей CCS? Безумие. С другой стороны, на днях мы видели замечательный доклад Carbon Tracker, в котором показано, что ВИЭ, а именно солнечная и ветроэнергетика способны повсеместно вытеснить ископаемое топливо из электроэнергетики к середине 2030-х годов. Посмотрим.

Великобритания накануне Саммита опубликовала сверхамбициозное обязательство сократить выбросы на 78% к 2035 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Япония, заявила, что существенно повысит свой целевой показатель сокращения выбросов к 2030 году до 46 процентов по сравнению с уровнем 2013 года. Прежнее обязательство: 26%. Это серьезный шаг, который потребует значительных усилий. Премьер-министр Ёсихиде Суга сообщил, что основное внимание будет уделяться декарбонизации электроэнергетики и увеличению использования возобновляемых источников энергии.

Бразилия объявила о своем намерении [это не обязательство] достичь углеродной нейтральности к 2050 году (ранее к 2060 году), подтвердив обязательство ликвидировать незаконную вырубку лесов к 2030 году.

Южная Африка, в которой самая высокая доля угольной генерации среди всех стран Большой двадцатки (порядка 86%), заявила, что начнёт снижать выбросы, начиная с 2025 года, на десять лет раньше, чем было принято ранее.

Выступление индийского премьера было коротким. Он напомнил, что Индия — одна из немногих стран, чей национальный вклад (NDC) соответствует траектории 2 градуса Цельсия. Он также подтвердил цель развития ВИЭ в Индии: 450 ГВт к 2030 году.

Таким образом, больших сенсаций на Саммите мы не услышали. Многое было ожидаемо, поскольку обсуждалось заранее. Собрание показало, что крупнейшие страны мира усиливают свою политику, направленную на противодействие изменению климата, и влияние климатической политики на энергетические рынки будет усиливаться.

Источник