Skip to main content

Вынужденная цифровизация стала одним из наиболее ярких последствий пандемии COVID-19, считает заместитель руководителя Аналитического центра, руководитель Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Григорий Харитонов

Комментируя для издания ComNews исследование Google и РАНХиГС, он отметил беспрецедентный рост цифровой трансформации госуправления в России. 

«Нельзя сказать, что цифровизация повлияла на государственный сектор сильнее всего, так как мы видим сильный рост цифровых технологий в здравоохранении, торговле и т.д. Однако пандемия как никогда ускорила цифровую трансформацию процессов государственного управления в России», — сказал Харитонов. 

По мнению эксперта, ускоренные процессы цифровизации госсектора в России под влиянием пандемии COVID-19, во-первых, поставили перед государством задачу в короткие сроки усовершенствовать деятельность в сфере открытости, собираемости, использования, а также обеспечения безопасности данных. Во-вторых, огромное количество государственных сервисов для граждан были переведены в онлайн-форматы, в разы увеличилось количество услуг, которые можно получить через Единый портал госуслуг не выходя из дома. В-третьих, были разработаны и внедрены новые модели управления цифровизацией регионов. Например, в декабре 2020 года во всех субъектах России были созданы Центры управления регионом (ЦУРы), одна из задач которых – управление развитием регионов с использование передовых цифровых технологий. 

Харитонов указал на существующие барьеры для дальнейшей цифровизации всех отраслей экономики. Это отсутствие необходимых регуляторных рамок, недостаточный уровень цифровой грамотности населения и внедрения цифровых технологий. «Сегодня эти проблемы решаются в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», — отметил он. 

В опросе Google и РАНХиГС участвовала 1000 человек. По данным опроса, диджитал упрощает анализ эффективности компании и отдельных процессов (51%), позволяет эффективно контролировать работу сотрудников (44%), повышает скорость принятия решений, открывает новые возможности по контролю за их исполнением (41%). За время пандемии 19% опрошенных россиян прошли онлайн-курсы, 10% получили дополнительное образование или освоили новую профессию.

Исследователи отмечают, что, с одной стороны, респонденты с опаской относятся к перспективам цифровизации, несмотря на общий технологический оптимизм. В цифровой трансформации граждане видят сокращение рабочих мест в традиционных секторах экономики. Установки бизнеса на оптимизацию рабочих процессов способствуют распространению этих опасений. С другой стороны, страх потерять себя на рынке труда подталкивает жителей России к тому, чтобы осваивать новые профессии и получать дополнительные навыки. О трудностях в освоении цифровых навыков заявила почти половина опрошенных (45%).