Появившиеся в ведомствах руководители цифровой трансформации (ЦТ) получили навигатор по написанию стратегии порученного им «цифрового перехода». Эти документы необходимы для выполнения поставленной президентом национальной цели по достижению «цифровой зрелости» российской экономики к 2030 году. Эксперты отмечают внимание властей к ЦТ, однако указывают, что процессу препятствует ряд системных проблем — так, из-за отсутствия многоуровневой государственной стратегии цифровая трансформация пока происходит стихийно.
Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (действует на базе Высшей школы госуправления РАНХиГС) в рамках Гайдаровского форума представил доклад «Стратегия цифровой трансформации». Фактически этот документ является пособием для руководителей по написанию цифровых стратегий. Как поясняет глава Центра Мария Шклярук, одна из поставленных задач — систематизировать препятствия на пути к «цифровому переходу» и предложить подходы к их преодолению.
Сделаны первые шаги к этой цели и на федеральном уровне, и во многих регионах. Уже очевидны накопившиеся проблемы, которые могут помешать осуществить трансформацию. Их решение будет главной темой 2021 года в госуправлении»,— говорит она.
Напомним, что Владимир Путин июльским указом 2020 года определил цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития до 2030 года — речь идет в том числе о достижении «цифровой зрелости» экономики и социальной сферы, о повышении доступности социально значимых услуг в электронном виде. В течение 2020 года во всех федеральных ведомствах были назначены руководители цифровой трансформации — они должны представить ведомственные планы цифровой трансформации (ВПЦТ). По словам куратора цифрового нацпроекта вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к концу 2020 года представлено 60 таких программ. Региональным руководителям ЦТ также предстоит разработать свои стратегии — пока этот процесс тормозит отсутствие данных о «цифровой зрелости» регионов. Как сообщал ранее Дмитрий Чернышенко, нужные данные будут рассчитаны к апрелю этого года.Представленный вчера доклад содержит практические рекомендации по созданию стратегии.
К ключевым критериям ее качества авторы относят компоненты фокуса (например, отрасль или регион) и внешнего контекста (экономическое, демографическое положение), текущего и целевого состояния, а также разрыва между этими состояниями. Одним из ключевых компонентов при этом является определение стейкхолдеров — заинтересованных сторон,— поскольку ориентиром цифровой трансформации на любом уровне является повышение качества жизни граждан, указывают авторы.
Предполагается, что скорость разработки стратегии будет зависеть от уровня зрелости процессов, систем менеджмента и степени вовлеченности руководства в изменения в ведомствах и регионах. При этом сохраняются и системные проблемы, препятствующие цифровой трансформации. Авторы условно делят их на четыре группы: несогласованность государственных решений и целеполагания, проблемы коммуникации разных уровней, низкая компетенция кадров и собственно риски цифровых технологий. Последнее касается в том числе этичности внедрения цифровых решений — эта тема обрела особую актуальность во время пандемии. Впрочем, наиболее острой представляется проблема отсутствия многоуровневой госстратегии ЦТ: как указывают авторы, имеющиеся на федеральном уровне документы стратегического планирования не охватывают все области ЦТ государства и все вертикали госуправления, а часть носит декларативный характер — в результате цифровая трансформация происходит во многом стихийно.