Кудашев Константин Вячеславович
Кудашев Константин Вячеславович

Константин Кудашев, Руководитель Экспертной группы по импортозамещению (цифровая лаборатория, тестирование и отчетность) при Правлении Ассоциации «Цифровая энергетика», руководитель Центра цифровых технологий Концерна «Росэнергоатом» дал комментарии информагентству ТАСС для экспертной статьи «Энергетики России сэкономят триллионы рублей за счет искусственного интеллекта»

В частности, Константин Кудашев отметил:

«Так, на Кольской АЭС в пилотном режиме уже применяют технологию машинного зрения для определения наличия и правильного применения сотрудниками средств защиты. Проект внедряется и на других объектах». (…)

«В электроэнергетике уже сейчас создаются интеллектуальные системы принятия решений по управлению аварийно-восстановительными работами после крупных технологических нарушений. Предиктивная аналитика будет внедряться в составление годовых графиков ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования, а также при оценке рисков возникновения отказов оборудования. В будущем и готовность энергокомпаний к отопительному сезону будет оцениваться с учетом данных телеметрии и ИИ».

https://tass.ru/ekonomika/10330409

Полный текст комментариев Константина Кудашева информагентству ТАСС:

Вопрос ТАСС: В каких сферах компании энергетики в России применяют и могут использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ)? Какие проекты в сфере ИИ уже реализуются? Какие проекты ИИ в планах?

Применение систем искусственного интеллекта возможно практически во всех сферах деятельности энергетических компаний и актуально для всех участников энергорынка – производителей, распределительных, транспортных и сбытовых компаний.

Если говорить о самом популярном и актуальном проекте в сфере ИИ, то это, безусловно, системы предиктивного анализа в генерирующем и электросетевом комплексах. Предсказательные возможности таких систем позволяют оптимизировать многие бизнес-показатели и значительно сокращать издержки предприятий.

Надо отметить и проекты применения предиктивной системы при работе с конечными потребителями электроэнергии. Они изучают клиентский опыт потребителя, помогают предсказать платежную дисциплину клиента и оптимизировать поступление денег в энергокомпанию.

На втором месте – системы умного видеоанализа, повышающие безопасность труда. Они обеспечивают контроль за ситуацией на производственной площадке и предотвращают случаи травматизма. Свою эффективность эта система показала на Кольской АЭС, где с ее помощью осуществлялся контроль применения персоналом средств индивидуальной защиты. Сейчас этот проект тиражируется на других станциях Концерна «Росэнергоатом». 

Искусственный интеллект также применяют в колл-центрах энергосбытовых компаний. Клиент не сможет отличить, говорит он с живым оператором или с роботом. Компания же при этом повышает качество обслуживания, исключая человеческий фактор при приеме запросов, и получает возможность потратить время своих специалистов на другие задачи. 

И это только вершина айсберга. Каждый день появляются новые примеры применения ИИ в энергетике. Я уверен, что в ближайшее время мы увидим системы ИИ, управляющие режимами как генерирующих объектов, так работой энергосетей.

Вопрос ТАСС: ИИ помогает оптимизировать затраты и улучшать эффективность работы? Какие еще преимущества несет ИИ для компаний?

Системы на основе ИИ позволяют существенно сократить время протекания процессов на производстве и оптимизировать трудозатраты на контроль за ними в энергокомпаниях.  

Для примера, ИИ может следит за соблюдением норм промышленной безопасности. Это позволяет высвободить время контроллеров и оперативнее предотвратить потенциально опасное происшествие. Выгоды очевидны — сокращаются затраты, уходит производственный травматизм, повышается эффективность самих процессов.  

Применение систем ИИ уже в ближайшее время позволит создавать фактически «интеллектуальных роботов, тем самым освобождая персонал от рутинных типовых задач. Роботы смогут наравне с реальными людьми выполнять целый спектр различных задач — контролировать процессы, формировать отчетность, предсказывать отказы, поломки и многое другое. Скоро энергокомпании будут «принимать на работу» уже конкретных роботов, оснащенных искусственным интеллектом, передавая им целиком группы задач – «робот –охранник», «робот-контроллер», «робот-учетчик», «робот – оператор колл-центра». 

Но это не значит, что компании хотят избавиться от реальных людей и оптимизировать затраты на них за счет роботов. Предприятие всегда заинтересовано в повышении эффективности труда своих сотрудников и их мотивации. Если освободить людей от рутинных и скучных задач, то у них появится время, чтобы заниматься перспективными, более креативными и интересными проектами.

Вопрос ТАСС: Ваша оценка объема инвестиций компаний на внедрение технологий ИИ и потенциальный объем рынка ИИ в России в сфере энергетики? 

Довольно сложно говорить о конкретном проценте или об абсолютной сумме инвестиций. Но можно отметить отчетливый тренд. Инвестиции будут расти, и расти высокими темпами. Основная причина – задач, где может применяться ИИ, с каждым днем становится все больше. 

В ближайшее время нас ждет взрывной рост интереса к системам ИИ и связанной с ними инфраструктуре. Если сегодня объём инвестиций в передовых энергокомпаниях составляет в среднем 3-7% ИТ-бюджета, то в течение 5 лет этот объём составит более 10-20%.  

Привлекательность ИИ обусловлена высокой скоростью решения им различного рода задач, возможностью исключения человеческого фактора при принятии решений, а также быстротой создания и развертывания роботизированных систем.  Рост инвестиций также объясняется тем, что любая система ИИ не статична. Она требует регулярного дообучения и переобучения под изменения окружающего мира, применяемых технологий и условий среды функционирования. В среднем, переобучать системы нужно каждые 8 месяцев.

Leave a Reply