Стенограмма выступления Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ Дмитрия Чернышенко на совещании Владимира Путина с членами Правительства на тему: «Развитие отдельных высокотехнологичных направлений».

Как Вы отметили на недавней международной конференции, уважаемый Владимир Владимирович, искусственный интеллект должен стать верным помощником человека. И в продолжение выступления Андрея Рэмовича – мы с ним плечом к плечу занимаемся искусственным интеллектом – я расскажу о тех вопросах, которые входят в мою зону ответственности. Это прежде всего внедрение готовых решений искусственного интеллекта, в том числе и тех стартапов, об акселерации которых говорил Андрей Рэмович.

Как это происходит? Выстроена системная работа заместителями руководителей всех министерств и ведомств по цифровой трансформации, их у нас 62 человека. Это наш «цифровой спецназ», как мы говорим, эрцетэшники [руководители цифровой трансформации]. Они в рамках своих ведомственных программ – у каждого ведомства своя – цифровой трансформации, их 60, включают отдельный раздел по искусственному интеллекту. У эрцетэшников до конца года задание: сформировать не менее двух ведомственных наборов данных, «датасетов», о чём Андрей Рэмович говорил, – то, чем питается искусственный интеллект, большие данные, без них он бесполезен абсолютно. И ФОИВы должны начать именно с себя, министерства. Потому что если не будут в этом вопросе отлично разбираться, если это не будут использовать каждый день, то странно ожидать, что они смогут сделать отраслевые стратегии и регулировать отрасли с учётом искусственного интеллекта.

Дальше это нужно масштабировать, конечно, на регионы и на отрасли, которыми эти ФОИВы управляют. И лучшие наработки, в том числе и бизнес, найдут своё внедрение. Понятно, что есть «чемпионы», у которых появляются успешные проекты, – в основном это министерства, они напрямую общаются с людьми. На основе этих «чемпионов» создаются уже конкретные решения, которые они у себя внедряют, которые становятся, по сути дела, такими библиотеками, которые могут использовать остальные министерства и ведомства как конструктор. Это компоненты, функции, доступ к реестрам – они позволяют их брать и масштабировать не только на уровне министерств, но и в субъекты [Федерации]. Это такой стандартный функционал, когда нужно либо обращаться к реестрам, либо обрабатывать запросы, либо управлять базами данных.

У нас уже есть конкретные примеры таких ведомственных проектов по внедрению искусственного интеллекта, но наиболее яркие из них как раз у Минздрава, МЧС, МВД. Минздрав, например, создал интеллектуальную систему заполнения медицинских документов с голоса, когда доктору не нужно руками это записывать. А МЧС занимается предиктивной аналитикой, прогнозами чрезвычайных ситуаций, что, конечно, позволит существенно снизить возможный риск от них.

Уже есть успешный практический опыт по отработке, например, инцидента – по поручению премьера мы его отрабатывали: на Камчатке, Вы помните, была ситуация, когда искусственный интеллект проанализировал нейронные сети, спутниковые снимки распространения красных водорослей в этом регионе за последние 10 лет и выявил закономерности.

Или МВД, например. Они создают специальный софт, который позволяет выявлять серийных преступников, или используют искусственный интеллект для того, чтобы определить портрет преступника на основе биоматериалов, которые они получили.

От ведомственных программ мы, конечно, переходим к отраслевым, уже субъектовым программам и документам. В этой работе нам помогут как раз эрцетэшники в регионах, которые появились – большое Вам спасибо – благодаря Вашему поручению: Вы поручили, чтобы эти визави, цифровые люди, появились во всех субъектах и в муниципалитетах.

Эти люди на местах совместно со своими федеральными эрцетэшниками отрабатывают отраслевые стратегии, в том числе – помните, я сказал – отдельным разделом «искусственный интеллект». И всё это обеспечивает ускоренную цифровую трансформацию в стране.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы поручили Правительству разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Соответствующий федеральный проект утверждён, он у нас в составе нацпрограммы «Цифровая экономика». И он как раз обеспечивает реализацию соглашений по искусственному интеллекту, о которых говорил Андрей Рэмович, между Правительством и компаниями-лидерами. В частности, по искусственному интеллекту это «Сбер» и РФПИ.

На реализацию конкретно этого проекта предусмотрено 86,5 миллиарда рублей, из них 24,6 – это бюджетное финансирование, 6,9 – привлечённая «внебюджетка». И обратите внимание, 55 миллиардов – это средства самого «Сбера».

«Сбер» – об этом уже говорилось сегодня, и Вы это знаете лучше нас – не случайно был выбран компанией-лидером по реализации этого соглашения по искусственному интеллекту. Они очень серьёзный вклад внесли в борьбу с пандемией. Достаточно сказать, что в сотнях клиник были использованы их решения как раз по дистанционной диагностике снимков КТ. Они наращивают вычислительные мощности очень серьёзно именно под работу искусственного интеллекта, потому что там требуются незаурядные вычислительные мощности и объёмы хранения данных. Вы знаете, что они запустили суперкомпьютер «Кристофари» [производительностью] на 6,7 петафлопс. В семи регионах уже пилотируется их платформа, которая очень нужна всем компаниям, для того чтобы размещать наборы данных. Это очень нужный инструмент.

Уважаемый Владимир Владимирович, как я уже упомянул, наша цифровая трансформация уже как бы заключена на уровне наших внутренних программ, но у нас есть предложение о том, что она должна быть включена во все стратегические документы и федерального и, что важно, субъектового уровня. А вообще перечень документов стратегического планирования определён 172-м законом.

И мы считаем, что для того, чтобы успешно цифровая трансформация и, в частности, искусственный интеллект осуществлялись, необходимо во все стратегические документы добавить конкретный раздел по цифровой трансформации, который будет включать в себя, конечно, прежде всего внедрение технологий искусственного интеллекта, которые у нас прорастают через институты развития, акселерируются.

Обязательно там нужно отметить наши суверенитеты, защиту конкурентоспособности отрасли за счёт того, что мы применяем только отечественные решения по микроэлектронике и программному обеспечению. Потому что понятно, что сейчас удобнее пользоваться какими-то готовыми западными решениями, но тогда мы с вами никогда не разовьёмся и не примем решение, что всё, больше никогда.

И конечно, достижение показателя отраслевой «цифровой зрелости». У нас как раз десять таких стратегий [для областей], где «цифровая зрелость» должна произойти, – без искусственного интеллекта, понятно, что это не [будет] «зрелость». Прошу поддержать эти инициативы.

Если можно, ещё очень важная вещь – по поводу Вашего поручения мне лично заняться решением проблем недозвонов в медицинские организации. У нас там как раз есть конкретные внедрения по искусственному интеллекту. Для решения этой проблемы был очень быстро развёрнут на всю страну короткий единый бесплатный номер 122. Спасибо компании «Ростелеком» и региональным операторам – и, кстати, коммерческим операторам мобильной связи, которые по списку телефонов всех регистратур, которые мы собрали со всей страны, не тарифицируют [звонки], то есть бесплатно дают людям звонить. Была проведена большая работа.

Вы помните, что ОНФ Вам докладывал о том, что в 10 регионах были серьёзные проблемы с дозвоном граждан. Это Иркутская область, Хакасия, Алтай, Дагестан, Хабаровск, Новосибирск, Омск, Воронеж и Забайкалье. Время ожидания операторов в этих регионах составляло более 30 минут – безобразие, конечно. В результате этой технологической быстрой задачи, которую мы решили, сейчас время ответа операторов в этих конкретно регионах сократилось до двух минут. Мы очень быстро этого показателя достигли, это почти в 20 раз в среднем меньше. При звонках в регистратуру поликлиник в три-четыре раза время тоже сократилось.

Но функционал службы 122, как я Вам говорил, – это виртуальная АТС, которая очень быстро позволяет маршрутизировать звонки, чтобы понять, кому нужно проконсультироваться по COVID-19, например, а кому нужно врача на дом вызвать, кому нужно проконсультироваться, где есть лекарство, а кому нужно просто записаться в поликлинику или спросить, например, про вакцинацию.

Очевидно, что, если линия одна и там один оператор, который записывает в регистратуре, – линию заняли не по профилю, остальные не могут дозвониться. Мы это очень быстро технологически ликвидировали, расширив каналы и сделав маршрутизацию, чтобы до поликлиник доходили только те звонки, где требуется запись в регистратуре. Мониторим это ежедневно, информацию предоставляем в ОНФ. Служба 122 эффективно распределяет эти звонки, разгружая регистратуры.

И работа операторов колл-центров – та самая область, где искусственный интеллект себя начал проявлять просто отлично. Он может анализировать звонящего и в идеале записывать его на приём. В некоторых регионах это уже даже внедрено, автоматические голосовые помощники. Это наши отечественные технологии распознавания речи. У них неограниченное количество одновременных входящих звонков, на которые такие автоматические помощники могут отвечать, они работают круглосуточно, не устают и, конечно, повышают уровень качества сервиса для наших клиентов.

Уже в Московской области [такая система] работает, в Москве в некоторых местах работает, Калужская и Тюменская области – работает. Мы начинаем масштабировать, где технологическая готовность высокая, эти решения на основе искусственного интеллекта, и точно внедрим их по всей стране.

У нас, конечно, актуальным остаётся вопрос кадрового обеспечения. Например, за время решения этого инцидента количество операторов службы увеличилось почти в 2,5 раза. Но что интересно: в два раза увеличилось ещё и количество звонков. При этом норматив на дозванивание мы себе поставили минуту, но в критических условиях – две минуты. Это значит, что люди стали просто больше дозваниваться в рамках допустимого ожидания.

Владимир Владимирович, прошу Вашего поручения главам субъектов, чтобы они организовали работу в соответствии с утверждёнными Правительством методическими рекомендациями функционирования автоматической службы 122, которая подразумевает автоматические системы приёма звонков, вызова врача, запись в регистратуре. Для этого нужно ещё привлечь дополнительный персонал, пока эти системы не развернули везде. Это могут быть и студенты-медики, кстати, и волонтёры или фельдшеры, которые пока в регистратурах могли бы на время возросшего на фоне пандемии потока обращений осуществить запись и подстраховать искусственный интеллект там, где он ещё не начал работать.

Доклад окончил. Спасибо большое.

Leave a Reply