В своем новом отчете «Претенденты на мировое лидерство в тех секторе 2020: новое поколение инноваций на развивающихся рынках» (2020 BCG Tech Challengers: The Next Generation of Innovation in Emerging Markets) BCG представляет список из 100 компаний, которые уже стали мощной силой как в технологическом, так и в других секторах. Их влияние ощущается на их собственном рынке, на уровне региона и в международном масштабе. В целом им удалось успешно пережить кризис, вызванный пандемией COVID-19: многие из этих компаний смогли увеличить как число клиентов, так и частоту использования их сервисов.
Ранее лидерами в технологическом секторе развивающихся рынков в основном становились компании из Китая. Сейчас география лидерства стала более разнообразной: успешные компании нового поколения происходят из Африки, Азии, Израиля, Латинской Америки, России, Турции и ОАЭ. Начиная с 2014 г. на развивающихся рынках было основано более 10 000 технологических компаний, 47% из них — за пределами КНР.
Треть компаний-единорогов из сектора технологий развивающихся стран (с оценкой стоимости в размере 1 млрд долл. США и выше) также были созданы за пределами Китая. Шесть из них — из России: это 1C, Mail.ru, Playrix, Тинькофф банк, Wildberries и «Яндекс». В 2016–2019 гг. среднегодовая выручка российских компаний составляла 1,8 млрд долл. США, в то время как в среднем по списку топ-100 она равнялась 2 млрд долл. США.
Иван Котов, управляющий директор и партнер BCG, один из авторов отчета, отметил, что, «хотя средний показатель выручки российских претендентов пока немного ниже, чем в среднем по списку топ-100, по темпам роста они превосходят технологических игроков из индекса S&P 500 в фантастические шесть раз! Они успешно работают не только на внутреннем рынке, но и за его пределами. Их секрет — инновации, новые, неожиданные для конкурентов и традиционных компаний подходы, способные изменить не только свою, но и другие отрасли, цепочки поставок и рынки».
В списке претендентов на технологическое лидерство, составленном BCG, представлено 14 стран из всех основных географических регионов. Эти компании работают в сегментах B2C и B2B в разных секторах экономики. Две трети претендентов специализируются на пользовательских приложениях и сервисах, в то время как одна треть работает в сегменте B2B, трансформируя работу других компаний.
Чуть меньше половины компаний из списка 100 претендентов на технологическое лидерство работают в основном на своих внутренних рынках, однако 16 из них повторяют свой успех на других развивающихся рынках, а еще 39 отвоевывают долю на зрелых рынках. Например, Playrix, российский разработчик мобильных игр, выпустил несколько международных популярных игр, в том числе в Китае и Японии, что является редкостью для неазиатских компаний. Ola, сервис онлайн-заказа такси из Индии, вышел на рынок Великобритании в июле 2019 г. и набрал 3 миллиона пользователей в более чем 20 городах за восемь месяцев.
«Претенденты на лидерство в технологическом секторе переформатируют отрасли, в которых работают, и прокладывают собственный путь к успеху и росту масштабов, — сказал Николаус Ланг, управляющий директор и старший партнер BCG и один из авторов отчета. — Они также привлекают внимание крупнейших игроков из технологического и других секторов, которым необходимо решить, как реагировать на подъем этих новых потенциальных конкурентов или союзников».
Средняя оценка стоимости претендентов на лидерство в технологическом секторе составляет 6,3 млрд долл. США. Это значит, что большинство из них давно переросли размер единорогов. При среднем размере выручки 2 млрд долл. США они все еще демонстрируют среднегодовые темпы роста на уровне почти 70%, что в шесть раз быстрее компаний из сектора технологий на развитых рынках. Претенденты на лидерство среди разработчиков игр добиваются роста почти на 130% в год, что в 30 раз быстрее аналогичных компаний со штаб-квартирой на развитых рынках.
С начала кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сектор технологий, как правило, процветал, наращивая как количество пользователей, так и объемы использования своих сервисов. Наталья Геращенко, управляющий директор и партнер BCG, отметила: «В таких секторах, как образовательные технологии, игры, видеотрансляции, наблюдалось ускорение темпов роста благодаря изменениям потребительского поведения. Так, за истекший период 2020 г. ежемесячный прирост активных пользователей в секторе образовательных технологий составил 28% по сравнению с 2% в 2018-2019 гг.
Мы также наблюдаем стремительное развитие онлайн-банкинга: возможность предоставить клиенту экосистему услуг и сервисов онлайн стала необходимым условием сохранения конкурентоспособности бизнеса. В недавно опубликованном исследовании BCG Global Payments 2020 мы уже отмечали рост применения цифровых технологий, которые помогают приспособиться к новым реалиям и повысить безопасность. Это подтверждает тот факт, что половина российских потребителей, которые пользовались наличными еще в конце 2019 г., к середине 2020 г. перешли на безналичные расчеты. Мы ожидаем, что и после пандемии продолжится рост карточных платежей, а также электронных кредитных переводов, который в ближайшие пять лет обгонит собственные исторические максимумы почти в два раза: с 3,6 до 6,8% в год».
Одним из бенефициаров тренда на онлайн-обучение стала компания «Яндекс», предлагающая экосистему более чем из 80 сервисов, в том числе бесплатную образовательную онлайн-платформу «Яндекс.Школа». Студенты просмотрели ее уроки более 3 миллионов раз в первый месяц, и более 40 000 студентов одновременно посещали одно занятие.
Ежемесячный прирост пользователей в 2020 г. для сектора игр составил 14% по сравнению с 10% в квартал в 2018-2019 гг. Аналогичные цифры для сектора видеотрансляций: — 13 и 11% соответственно.
Сегмент игр в развивающихся странах растет почти на 130% в год, что в 30 раз превышает темпы роста игровых компаний на развитом рынке. Три претендента на лидерство в секторе технологий (37 Interactive, Century Huating, Sea Group) вошли в топ-25 разработчиков самых кассовых игр в 2019 г.
Претенденты на технологическое лидерство добиваются высоких темпов роста и успеха разными способами. Многие используют свои возможности для решения проблем, характерных для развивающихся рынков, таких как ограниченный доступ к финансовым или образовательным услугам. Зачастую они пропускают стадии развития, которые пришлось бы пройти на более развитых рынках: например, население, ранее незнакомое с банковскими услугами, сразу начинает с цифрового банкинга. Они переформатируют цепочки создания стоимости в своих отраслях, переосмысливая принципы сотрудничества между игроками, чтобы устранить элементы неэффективности и добиться лучших результатов для своих клиентов.
Стартапы на развивающихся рынках обращаются к целому ряду источников финансирования и помощи на ранней стадии — государство, корпоративные венчурные фонды, бизнес-инкубаторы или отраслевые конгломераты, — выбор которых отчасти зависит от географии их присутствия. Помимо этого, претенденты на технологическое лидерство идут разными путями к росту и расширению присутствия. Как правило, они стремятся как можно раньше начать работать с экосистемами.
Многие выходят за пределы своей родной отрасли и переходят из онлайна в офлайн-формат за счет формирования партнерств и сделок M&A.
«Претенденты на лидерство в секторе технологий — грозные конкуренты, которые стремятся к подрыву рынка и атакуют его новые секторы за пределами своего основного бизнеса, — говорит Майкл Мейер, управляющий директор и партнер BCG и один из авторов отчета. — В то же время их тяга к работе внутри экосистемы делает их более открытыми к сотрудничеству, чем их предшественники. Крупным игрокам необходимо разработать стратегию взаимодействия с этими новыми источниками конкуренции. Что они выберут — борьбу или сотрудничество?»