Skip to main content

Центр передового опыта совместной киберзащиты НАТО (NATO Сooperative cyber defense centre of excellence, NATO CCDCOE) 30 октября опубликовал отчёт «Альянс «Пять глаз» и наступательные возможности в киберпространстве: реализация «Инициативы киберсдерживания».

Документ содержит анализ положений взятых из открытых источников нормативных правовых актов, часть которых ранее была засекречена.

В отчёте отмечается, что более 30 государств мира развивают наступательные возможности в киберпространстве, и делают это по-разному, что приводит к разногласиям на межгосударственном уровне. Среди государств-членов ООН расходятся взгляды на концепцию «милитаризации» киберпространства. Некоторые государства, такие как Россия, Китай и Иран, призывают к запрету наступательных операций в киберпространстве и отказываются признавать тот факт, что они сами осуществляют такую политику, пишут авторы отчёта.

Западные страны (в отличие от коварной России – ред.) выступают за признание и открытое обсуждение развития наступательных возможностей в киберпространстве, с соблюдением принципа прозрачности. Утверждается, что соблюдение принципов прозрачности ведёт к предсказуемости и стабильности. Развитие наступательных возможностей в киберпространстве, если они согласуются с действующими нормами международного права, для западных государств в порядке вещей. (Позиция США и вслед за ними Запада состоит в том, что существующего международного права достаточно для ведения войны в киберпространстве; российская резолюция, принятая генассамблеей ООН в 2015 году, декларирует мирное киберпространство; Россия считает нынешнее международное гуманитарное право недостаточным для киберпространства и последовательно настаивает на принятии дополнительных обязывающих международных соглашений – ред.).

Авторы отчёта исследуют, каким образом каждое из государств-членов альянса «Пять глаз» (Five Eyes) проводит политику наступательных возможностей в киберпространстве.