Skip to main content

В минувший четверг, 22 октября, президент России Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай» затронул тему киберпространства как площадки для укрепления доверия между странами. Портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является агентство ТАСС, узнал у экспертов про то, какую роль играет Россия в международном диалоге по кибербезопасности и как построению этого диалога может помочь нацпрограмма «Цифровая экономика».
По словам Путина, несмотря на то что страны конкурируют в разных сферах, киберпространство способно стать площадкой для построения доверия: «Конкуренция сейчас носит, как правило, гибридный характер, затрагивает все сферы, в том числе формирующиеся. Поэтому доверие требуется укреплять повсеместно. В этом смысле киберпространство может послужить площадкой для апробирования этих мер, <…> как в свое время контроль над вооружениями проложил путь к повышению доверия в мире в целом», — сказал он.

При этом, по словам Путина, исходя из ситуации с коронавирусом и развитием цифровых сервисов, нужно добиваться, чтобы все киберпространство и связанная с ним инфраструктура действовали бесперебойно и безопасно. Опрошенные порталом эксперты согласны, что для развития единого киберпространства нужна вовлеченность всех стран. Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов напомнил о том, что сейчас киберсфера — это почти что «театр военных действий». «С помощью киберсредств можно парализовать деятельность целых государств, а кибероружие все больше рассматривается как оружие массового поражения, — говорит он. — При этом если в области ядерного оружия были и еще частично остаются правила игры, то в области киберсферы эти правила отсутствуют напрочь. Нет даже понимания, что такое критическая инфраструктура. С точки зрения тенденции развития военного дела, роль кибероперации в военных операциях возрастает в большей степени».

Поэтому так важно договориться о правилах игры, уверен эксперт. «Этот диалог должен стать частью диалога о стратегической стабильности, причем он не должен ограничиваться Россией и США, он должен быть глобальным, так как многие страны используют киберсредства», — отметил он.

При этом киберпространство — не только вопрос государственной безопасности, но и гражданский: «Мы экзистенциально зависим от киберсферы. Приостановка интернета, пускай на полдня, в любом развитом государстве просто парализует жизнь в этом государстве. Остановится не только банковская система, но и регулирование дорожного движения, подачи воды, тепла, так как все это все завязано на технологиях. Мы живем в условиях тотальной информатизации».

Директор по инновациям IT-компании КРОК Алексей Смирнов в свою очередь считает, что по мере развития информационных технологий возможна ситуация, когда единое киберпространство начнет сегментироваться и интернет будет распадаться на несколько отдельных, национальных «интернетов». «Поэтому создание доверенной среды в киберпространстве очень критично в ближайшее время. Доверенной среды во всех смыслах — доверие между людьми, правовое доверие, доверие между компаниями и государствами», — согласен он.

Тенденции к установлению «национального суверенитета» в сети Интернет в России также отметил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян: «Интернет — это трансграничная среда и нормы по его регулированию и управлению необходимо вырабатывать с участием всех государств, бизнеса, гражданского общества, иначе они не эффективны и могут привести к нарушению прав субъектов в различных юрисдикциях».

В России в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» сейчас идет работа над созданием, фактически, «суверенного рунета», который мог бы противостоять угрозам извне — кибератакам или распространению запрещенной законом информации. Согласно закону, Минцифры совместно с операторами должна проводить регулярные учения по обеспечению устойчивой работы рунета, но в этом году они переносились из-за пандемии.

По мнению Суслова, фокусировка России на нацбезопасность в области IT, например, импортозамещение ПО, создание собственной информационной инфраструктуры и др., заложенные в нацпрограмме «Цифровая экономика», будут способствовать сотрудничеству стран в вопросах кибербезопасности. «Тем самым уменьшается возможность злонамеренного использования кибербезопасности для дестабилизации иностранных государств и нанесения им военного или критического ущерба. Уязвимость государств друг перед другом уменьшается, и это, в свою очередь, способствует оздоровлению политических отношений», — заключил он.

При этом, несмотря на политическую обстановку, Россия остается активным игроком в международном киберпространстве, считает Смирнов из КРОК: «Многие российские продукты успешно вышли на международный рынок, русскоговорящие основатели стартапов занимают уверенные позиции в Кремниевой долине и других технологических хабах, русскоязычный сегмент интернета сильно влияет на культуру интернета в целом».