Ускоренная цифровая трансформация, спровоцированная пандемией, стала одной из приоритетных национальных целей развития до 2030 года и превратилась в важный фактор выхода из сложившегося кризиса экономики. О том, какие изменения произошли в программе и какие новые тенденции цифровизации мы переживаем сейчас, рассказал заместитель руководителя Аналитического центра, руководитель Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» Григорий Харитонов.
«Пандемия ускорила процессы цифровизации, и в рамках национальной программы усиливается поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, госуправления, образования, чтобы в сложившихся реалиях, во-первых, поддержать бизнес, для которого цифровые технологии становятся конкурентным преимуществом, а, во-вторых, не отставать от мировых темпов цифровизации, — сказал Харитонов. — Например, в период пандемии был принят закон о «цифровых песочницах», способствующий апробированию цифровых решений».
Пандемия усилила социальную функцию цифровых технологий и сервисов. Исключительно благодаря цифровым технологиям стал возможен массовый переход на удаленный формат работы в наиболее тяжёлый период пандемии. «В России, как и во всем мире, меняется философия офисной работы, происходит переход на постоянную и условно-постоянную удаленную работы, а значит – растет спрос на цифровые технологии и сервисы», — считает эксперт.
Вынужденный повсеместный режим самоизоляции показал, что развитие цифровой экономики невозможно без высокого уровня подключенности, поэтому доведение Интернета до каждого уголка страны – это одна из приоритетных задач программы, подчеркнул он.
Текущая ситуация станет импульсом для более активного изменения производственных процессов во многих отраслях экономики, полагает Харитонов. Происходит развитие автоматического производства за счет применения ИИ-технологий, роботизация процессов, внедрение инструментов многомерного моделирования и управления производственными объектами и т.д.
Курс на масштабную системную цифровую трансформацию отраслей и секторов экономики уже взят, и национальная программа естественным образом «перестраивается» под новые реалии, изменения происходят в каждом федеральном проекте, входящем в ее состав.
«По итогам весенней сессии в рамках федерального проекта по нормативному регулированию были приняты законы, касающиеся цифровых финансовых активов, «регуляторных песочниц», расширения возможности оплаты товаров с использованием национальных платежных карт и ряд иных, в том числе вне Программы. Сейчас продолжается работа по совершенствованию условий для взаимодействия в цифровой среде, в том числе по нормативным правовым актам, касающимся создания и использования электронных документов, уточнения процедур дистанционной идентификации, подготавливаются подзаконные нормативные правовые акты по «регуляторным песочницам», — рассказал эксперт.
В рамках актуализации федерального проекта «Цифровые технологии» изменен подход к формированию мер поддержки проектов, связанных с разработкой цифровых технологий. Акцент смещен на поддержку проектов отечественных ИТ-решений, нацеленных на обеспечение эффективного взаимодействия в условиях социального дистанцирования – возможность удаленной работы и учебы, развитие систем диагностики, мониторинга состояния здоровья, оказание услуг онлайн. Снижаются требования к привлечению внебюджетных источников финансирования для поддержки отрасли.
В августе текущего года Правительство России утвердило паспорт нового федерального проекта «Искусственный интеллект», предусматривающнго создание базовых условий для внедрения технологий искусственного интеллекта в отрасли экономики, социальной сферы и госуправления.
В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» госсервисы будут встроены в коммерческую экосистему, что поменяет вектор направления на 180 градусов от государства к потребителю за счет проактивной функции государства и даст огромные преимущества конечным пользователям. Это планируется осуществить за счет создания новой среды под названием ГосТех и реализации суперсервисов – комплексных услуг в рамках типовых жизненных ситуаций, уточнил Харитонов.
«Изменится сам подход к разработке приложений, сервисов и систем: это будет набор отраслевых платформ, который позволяет переиспользовать готовые решения, микросервисную архитектуру, и в результате такой формы взаимодействия государство и бизнес получит скорости разработки систем, о которых раньше могли только мечтать», — подчеркнул он.
В федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» принято решение сократить количество экспериментов и перенастроить проект на разработку базовых федеральных решений, которые определят минимальный уровень требований доработки существующих систем образовательных организаций и создаст необходимые стандарты для подключения к общей цифровой образовательной платформе. Кроме того, расширяется фокус внедрения цифровых компетенций в образовательные программы не только по ИТ направлениям, но и в других направлениях и специальностях.
Сопутствующие меры по созданию современной цифровой внутренней инфраструктуры, обеспечивающей развитие онлайн образования, включены в федеральный проект «Информационная инфраструктура». Инфраструктурные меры также расширятся на цифровизацию судопроизводства, географии подключенности к сети Интернет малочисленных населенных пунктов.
В условиях пандемии и ускоренного роста востребованности онлайн-сервисов повышаются требования к защищенности от кибератак государственных информационных систем. В связи с чем в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» планируется разработка новых технологий криптографической защиты информации, подключение федеральных и региональных госорганов к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА).