Skip to main content

Заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко выступила на заседании секции «Цифровые регионы: лучшие практики и стратегии развития» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации ФС РФ.

Радченко рассказала о Методологии отбора передовых отечественных цифровых решений, целесообразных для тиражирования в субъектах Российской Федерации. По ее словам, в текущем году Аналитический центр занимался разработкой данной методологии, а также провел апробацию, запустив пилотный конкурс для формирования федерального перечня лучших отечественных решений, созданных преимущественно на базе сквозных цифровых технологий.

Для определения потребностей в цифровых решениях по отраслям экономики в апреле-мае 2020 года Аналитическим центром был проведен опрос представителей региональных властей, ответственных за развитие и внедрение цифровых технологий, рассказала Радченко. Респондентам предлагалось оценить приоритетность внедрения групп цифровых решений и практик для решения задач отдельно по каждой из 12 отраслей и сфер – промышленность, здравоохранение, строительство, образование, сельское хозяйство, городское хозяйство, транспорт и связь, ЖКХ и энергетика, государственные и муниципальные услуги, экология, финансовые услуги и единым блоком культура, туризм и спорт.

В результате проведенного опроса были получены более 750 анкет из 60 субъектов, по результатам обработки которых были определены средние значения потребностей и барьеров для каждой группы решений. Радченко подробно разъяснила алгоритм вычисления средних значений.

На пилотный конкурс было приглашено более 2500 отечественных разработчиков. Хотя какого-либо финансового поощрения для участников не предполагалось, на конкурс было подано 300 заявок, из которых 221 прошла предварительный отбор и была оценена по разработанной методике.

Процесс подачи заявки на конкурс и проведения ее экспертизы был реализован на безбумажной основе. Компании заполняли анкеты самооценки решений и прилагали подтверждающие материалы для проверки. Эксперт проверял представленные материалы и подтверждал или не подтверждал представленную в анкете оценку.

Методика оценки цифрового решения включала в себя несколько основных блоков по следующим критериям: наличие СЦТ в решении и соответствие задачам из ДК СЦТ, отечественный статус  решения, уровень его готовности и конкурентоспособности.

Так, в рамках блока оценки конкурентоспособности анализировались перспективность, технический уровень, эффективность внедрения цифрового решения, учитывалась степень участия компании в изготовлении решения, уровень его коммерческого потенциала, условия эксплуатации, степень узнаваемости бренда и уровень репутации компании. Итоговая оценка определялась конкурсной комиссией на базе полученной оценки конкурентоспособности и коэффициента потребности группы решений.

Решения рассматривались по 12 номинациям. Вошедшие в финал решения (44 финалиста из 14 регионов), набравшие высокие баллы, оценивались конкурсной комиссией, в состав которой входили представители Минцифры, Аналитического центра, НИУ ВШЭ, АНО «Цифровая экономика», Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, ответственные за цифровую повестку от федеральных округов.

По словам Радченко, отобранные решения-победители (35 победителей из 14 регионов) можно рекомендовать для использования в субъектах РФ, а методический подход – для формирования Банка цифровых решений и практик, целесообразных к тиражированию в регионах.