Правительство ФРГ приняло «Национальную водородную стратегию» (Nationale Wasserstoffstrategie). Германия должна стать «номером один в мире» в водородных технологиях, заявил министр экономики Петер Альтмайер (ХДС) после решения кабинета министров. Водород «будет ключевым сырьем для успешного энергетического перехода». Он «крайне важен для декарбонизации основных отраслей Германии, таких как сталелитейная и химическая промышленность, а также транспортного сектора». Кроме того, водородные технологии могут стать ключевым экспортным товаром.
«Зелёный» или «синий» водород?
Ведущиеся вокруг проекта Стратегии оживлённые дискуссии по поводу «зелёного» и «синего» (а также «бирюзового») водорода завершились следующим образом. «С точки зрения федерального правительства, только водород, который был произведен на основе возобновляемых источников энергии («зеленый» водород), является устойчивым в долгосрочной перспективе. Поэтому задача федерального правительства — использовать зеленый водород, поддержать быстрое увеличение его рынка и создать соответствующие производственно-сбытовые цепочки», — говорится в тексте документа. В то же время, водородный рынок в Европе будет развиваться и в краткосрочной перспективе, в ближайшие десять лет, и на этом рынке также будет продаваться CO2-нейтральный (например, «синий» или «бирюзовый») водород. В связи с тесной интеграцией Германии в европейскую инфраструктуру энергоснабжения, CO2-нейтральный водород также будет играть роль в Германии и, при его наличии, временно использоваться [«синий» водород — водород, производимый из ископаемого топлива (природного газа) с улавливанием СО2; «бирюзовый» водород — водород, производимый с помощью пиролиза метана].
Экономика
В Стратегии признаётся, что в нынешних условиях производство и использование водорода во многих секторах пока нерентабельно. Использование ископаемого топлива, для которого не применяются дополнительные надбавки на выбросы CO2, значительно дешевле. Чтобы водород стал экономичным, необходим эффект масштаба. Поэтому важной задачей является быстрое наращивание объемов, обеспечение необходимой критической массы водорода для замены топлива в первых секторах, в которых водород «близок к рентабельности».
Сильный внутренний рынок — залог успеха
В качестве первого шага для развития мирового рынка водородных технологий жизненно важно создание сильных и устойчивых производств и использование водорода на внутреннем рынке. Сильный внутренний рынок является сигналом, стимулирующим внедрение водородных технологий за рубежом, и одновременно создаёт задел для их экспорта.
Потребность ФРГ в водороде оценивается в 90–110 ТВт*ч к 2030 году. Для того чтобы удовлетворить часть её, в стране должны быть построены генерирующие установки (электролизёры) общей мощностью до 5 ГВт до 2030 года, которые будут снабжаться от морских и наземных ВИЭ. Они смогут вырабатывать до 14 ТВт*ч экологически чистого водорода, для чего будет затрачиваться до 20 ТВт*ч возобновляемой электроэнергии в год. По возможности, дополнительные 5 ГВт электролизёров будут добавлены до 2035 года, самое позднее к 2040 году.
Импорт водорода
Будущие потребности Германии не могут быть покрыты только за счет местного производства зеленого водорода. Поэтому большая часть этого газа должна будет импортироваться. ФРГ будет ориентироваться в первую очередь на ЕС, в котором есть регионы, где можно получать дешёвую возобновляемую электроэнергию и, соответственно, имеется большой потенциал производства дешевого зеленого водорода. Федеральное правительство будет работать над тем, чтобы задействовать этот потенциал и наращивать мощности по производству электроэнергии. С этой целью будет активизировано сотрудничество с другими государствами-членами ЕС, особенно в районе Северного и Балтийского морей, а также в южной Европе. Использование офшорной ветроэнергетики играет особую роль. Федеральное правительство вместе с соседними морскими государствами будет стимулировать производство водорода с помощью надежной нормативно-правовой базы в этом секторе.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе Германия также будет импортировать значительное количество водорода. Поэтому вместе с другими будущими импортерами она заинтересована в скорейшем создании мирового рынка. У нынешних производителей и стран-экспортеров ископаемого топлива, принимая во внимание их потенциал для развития ВИЭ, есть также привлекательные возможности переформатировать свои цепочки поставок на использование возобновляемых источников энергии и водород и, таким образом, стать потенциальными поставщиками водорода, отмечается в документе. Для Германии и ЕС диверсификация источников сырья и транспортных маршрутов — вопрос энергетической безопасности.
План действий
В заключительной главе Стратегии описаны действия, мероприятия по её реализации. Всего 38 мероприятий. Они сгруппированы по следующим направлениям: производство водорода, области применения (транспорт; промышленность; теплоснабжение; инфраструктура/снабжение; исследования, образование и инновации; европейское сотрудничество; международный рынок водорода и внешнеэкономические партнёрства).
В дополнение к ранее выделенным на водородные технологии средствам правительство предоставит 7 млрд евро на запуск рынка водородных технологий в Германии и 2 млрд евро для развития международных партнёрских отношений.
Управление стратегией
Для контроля за реализацией и дальнейшего развития стратегии создается «гибкая и ориентированная на результаты структура управления».
Формируется «Комитет по водороду» из высших чиновников ряда министерств, который будет следить за реализацией стратегии. Федеральное правительство назначает Национальный совет по водороду, в который войдут 26 высокопоставленных экспертов из бизнеса, науки и гражданского общества, которые не являются государственными служащими. Задача Национального совета по водороду состоит в том, чтобы консультировать и поддерживать государственный «Комитет по водороду» предложениями и рекомендациями относительно действий по реализации и дальнейшему развитию водородной стратегии.