Центр компетенций управления данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (АЦ) выпустил аналитический обзор «Основные результаты анализа законодательства зарубежных государств и Российской Федерации в области управления данными, описания моделей правового регулирования управления данными».
Один из его выводов – цифровизация госуправления оказывает серьезное воздействие на развитие отечественного законодательства. Одновременно с совершенствованием управления данными в государственном секторе развивается и регулирование в публично-правовой сфере, объясняют эксперты.
Цель исследования
Исследование провели в рамках реализации мероприятия проекта Национальной системы управления данными (НСУД), который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Оно стало первым шагом в проработке вопросов нормативного правового регулирования управления государственными данными в России.
«Получив в ходе этой работы более тысячи страниц с детальным анализом ситуации в мире, мы решили, что эта информация будет востребована не только командой НСУД, но и в целом полезна для цифровой трансформации компаний. Поэтому основные выводы были собраны в обзор и представлены для публичного пользования», – рассказал Александр Малахов, начальник Управления методологического сопровождения работы с данными АЦ.
Ключевые выводы
В центре внимания экспертов в первую очередь страны, где правовое регулирование управления данными представляется наиболее развитым и достаточным для дальнейшего детального исследования. Среди них особо выделяются – Великобритания, Австралия, Сингапур, Франция, Германия и Эстония.
«В европейских государствах со сложившимся правовым регулированием и правовыми традициями в публично-правовой сфере вопросы управления данными являются логичным продолжением развития публичного права. В азиатских странах и, например, Австралии, публичное право только формируется, зато там сформировался сильный государственный аппарат, позволяющий решать вопросы управления данными административными методами», – отмечают авторы исследования.
С учетом наличия у России международно-правовых обязательств как члена Совета Европы, а также близости российской правовой системы к романо-германскому праву, эксперты в первую очередь обратили внимание на модели правового регулирования в области управления данными, которые сформированы в законодательстве государств-членов Европейского союза – Франции, Германии и Эстонии.
«Проведенный анализ выявил в этих странах тенденции к большой конкретизации правового режима публичных данных, в том числе включенных в информационные системы. Строго регламентированы вопросы повторного использования публичных данных и монетизации – предоставления данных за плату преимущественно в целях покрытия издержек государства или их использования для оказания платных услуг при одновременном раскрытии информации об основаниях взимания такой платы и методиках ее расчета. Расширен перечень случаев, при которых такие данные подлежат размещению в интернете в форме открытых данных», – указывают аналитики.
При этом они подчеркивают, что публичные госданные и иные аналоги данного термина (например, информация публичного сектора) в различных национальных юрисдикциях понимаются по-разному. Например, могут быть ограничены только данными государственных органов, или также охватывать данные различных государственных учреждений, отмечают эксперты.
Еще один вывод – наряду с развитием правового режима публичных данных в исследованных странах также происходит конкретизация правового режима персональных данных, включая потребительские данные как одну из их разновидностей.
Эксперты еще выделили тенденцию к принятию законов, регулирующих на системной основе вопросы наделения государственных данных статусом «эталонных» или «базовых», разработке порядка выявления и устранения противоречий в данных, обрабатываемых в разных государственных базах данных и информационных системах, а также к взаимодействию между различными государственными информационными системами.
Подробнее – в обзоре «Основные результаты анализа законодательства зарубежных государств и Российской Федерации в области управления данными, описания моделей правового регулирования управления данными». Документ размещен в разделе «Материалы» на портале национальной программы «Цифровая экономика».