Руководитель рабочей группы по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика», вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью МТС Руслан Ибрагимов в интервью TAdviser рассказал о ключевых особенностях работы национальной программы «Цифровая экономика», приоритетах по работы по федеральному проекту «Нормативное регулирование цифровой среды» нацпрограммы и его наиболее значимых кейсах.
Ключевые особенности нацпрограммы «Цифровая экономика»
По словам Ибрагимова, существующая система реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» уникальна.
«Мы создаем платформу, на которой бизнес, государство и экспертное сообщество объединяют усилия по работе над цифровой трансформацией. На мой взгляд, выбранный формат нацпрограммы «Цифровая экономика» имеет оптимальный характер, поскольку на текущем этапе у государства и бизнеса одинаковые задачи в ускорении процессов цифровой трансформации, причем большого накопленного опыта нет ни у кого», – подчеркнул Ибрагимов.
Важная особенность системы управления реализацией нацпрограммы – специальный механизм реализации, предусматривающий новацию – объединение усилий бизнеса, государства, научной среды и экспертного сообщества.
Он предполагает, что на проекты актов, подготовленные в целях реализации программы, не распространяются положения регламента Правительства, которые устанавливают порядок внесения и рассмотрения законопроектов.
«Еще есть проекты закона, разрабатываемые не в рамках программы, но которые могут повлиять на ее реализацию. Регламент предусматривает возможность рабочей группе выносить свое заключение по таким законопроектам и представлять его Правительству», – напомнил Ибрагимов.
Эти особенности прописаны в Постановлении Правительства «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика».
За работу с экспертами в по системе управления отвечает фонд «Сколково», где функционирует Центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики. Он, как заметил руководитель рабочей группы нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика», открыт для любых экспертов в области цифровой экономики и туда могут заявиться как юридические, так и физические лица.
«Чаще всего люди видят только итог работы, когда мы рассматриваем предложения экспертов, поэтому со стороны может казаться, что это неповоротливый механизм, который обслуживает крупный бизнес. Но на самом деле сейчас в работе центра участвует более 200 экспертов, в том числе и небольшие компании. Сами понимаете, в их интересах бороться за предложения, которые будут в первую очередь помогать малому и среднему бизнесу».
Роль бизнеса в принятии законопроектов цифровой экономики
В рабочую группу входят представители федеральных органов исполнительной власти, представители парламента, научного и бизнес-сообщества. Они оценивают, насколько проект отвечает целям нацпрограммы, насколько предложения реализуемы и целесообразны, что проект закона может дать экономике в целом, объясняет Ибрагимов.
По его словам, далее рабочая группа может отклонить проект, согласиться с ним или отправить на доработку.
«Если все устраивает, материал уходит в Правительство, где проходит согласование с органами федеральной власти. Этот процесс длится долго. Следующая ступень – президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и ведения предпринимательской деятельности. И далее эта комиссия выносит проект в парламент на утверждение», – объяснил руководитель рабочей группы по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика»
Он отметил, что большинство законопроектов цифровой экономики направлены на снятие барьеров, которые мешают развиваться бизнесу и обществу.
«К нам попадали законопроекты, которые не учитывали интересы бизнеса и граждан. В ходе дискуссии удавалось сгладить углы и доработать их таким образом, чтобы они учитывались», – заявил Ибрагимов, объяснив, что ошибочно полагать, что рабочая группа по регулированию в первую очередь только защищает интересы крупного бизнеса.
Приоритетные законопроекты нацпрограммы
Ибрагимов напомнил, что по итогам 2019 года принято семь федеральных законов в рамках повестки федпроекта «Нормативное регулирование цифровой среды» нацпрограммы «Цифровая экономика». В рабочей группе ожидают, что в 2020 году их будет больше.
«В изначальной версии было 72 законопроекта, которые мы планировали рассмотреть и принять в течение двух лет. Мы идем по этой программе, но среди этих 72 законопроектов есть 20 приоритетных – они носят сквозной характер и их совокупность должна придать мощный импульс развитию цифровой экономики», – рассказал он.
В числе приоритетных инициативы об удаленной идентификации (возможность заключать сделки и совершать другие юридически значимые действия), электронной облачной подписи, смарт-контракты, изменение закона о персональных данных (создать условия для обработки обезличенных данных и включить их в гражданский оборот).
«Проекты, связанные с этими направлениями, находятся под особым контролем АНО «Цифровая экономика» и определяют благоприятные условия для развития цифровой экономики», – пояснил Ибрагимов.
Кейсы «сквозного характера»
Реализация многих задач нацпрограммы «Цифровая экономика» зависит от инициатив, которые носят сквозной характер. Например, чтобы обеспечить гражданам переход на электронные паспорта важно урегулировать вопросы, связанные идентификацией.
«Электронный паспорт – это техническая часть более широкого вопроса идентификации, потому что для развития цифровой экономики нужно множество идентификаторов. В зависимости от величины и сложности сделки, а также типа контрагентов, должны использоваться идентификаторы различного типа. В том числе номер телефона или mobileID для взаимосвязи операторов с банками в целях совместной идентификации лица», – пояснил Ибрагимов.
Законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций или регуляторные песочницы – это еще один кейс, который существенно расширит возможности для ускорения внедрения цифровых технологий и реализации нацпрограммы. Пока проект закона только внесли в Госдуму, но Ибрагимов уверен, что скоро его примут, поскольку он позволит тестировать инновации вне рамок существующего законодательства, без риска его нарушить.
«На основе этих экспериментов мы получим базу для формирования новых подходов к регулированию, которые будут базироваться на реальной практике», – заявил Ибрагимов, отметив, что, к примеру, «песочница» поможет при развитии решений в области искусственного интеллекта и телемедицины.
«Я уверен, что после принятия закона о регуляторных песочницах найдется немало желающих, которые захотят в рамках эксперимента обкатать новые бизнес-модели. Временные рамки эксперимента – до трех лет под надзором государственного регулятора», – заключил он.